Золочение: инструменты и техники нанесения
Золото всегда привлекало людей, они стремились украсить этим драгоценным металлом себя и пространство вокруг. В стародавние времена подобная роскошь была уделом только высших слоёв общества и церкви. С открытием способов изготовления тонкой фольги золотая отделка стала более доступна, чем цельнозолотые или покрытые золотом предметы. А поталь — фольга из сплавов, имитирующая натуральное золото, сделала золочение вполне рядовым способом декорирования архитектурных элементов, мебели и предметов интерьера.
Инструменты позолотчика
В предыдущей статье Декоративное золочение — оригинальный способ преобразить старую мебель я рассказала о различных материалах, используемых для этого способа декорирования. Что бы вы ни выбрали — натуральное золото или более дешёвую имитацию из сплавов меди с другими металлами, основной принцип техники золочения и необходимые для этого инструменты одинаковы.
Инструменты позолотчика
Золочение — процесс, не терпящий суеты и спешки. Поэтому со стороны порой он кажется недоступным для непосвящённых в таинство: в мастерской позолотчиков тихо, никто не бегает и не делает резких движений, только мастера в окружении изящных инструментов занимаются своим делом.
Золотая фольга очень тонкая и лёгкая
Эта неспешность и размеренность связана с особенностью материала. Лист золота несложно порвать или скомкать. Золотая фольга очень тонкая и лёгкая, поэтому улетает от малейшего дуновения. А ещё она легко электризуется и может прилипнуть к любому постороннему предмету.
Нож и подушечка
Настоящему позолотчику потребуется замшевая подушечка и золотарный нож для разрезания листов позолоты. Подушечка представляет собой доску, обтянутую толстой кожей, замшей на лицевую сторону.
Нож позолотчика
Некоторые модели имеют защитный экран, чтобы уберечь рабочее место от движения воздуха, вызванного сквозняками или проходящим мимо человеком. Нож для разрезания фольги с гибким стальным лезвием имеет закруглённый край. Лезвие вручную полируется и затачивается так, чтобы резать золотой лист одним движением без задиров.
Лампензель и другие кисти
Также потребуется набор кистей — натуральных или синтетических, разной формы и размеров. С помощью них обрабатываемую поверхность покрывают левкасом (грунтом), удаляют пыль, наносят полимент, клей для позолоты, лак-мордан, их используют для прорисовки деталей. В общем, пользуются так же, как обычными кистями. Размер, жёсткость и форма подбираются в зависимости от вида работы: для элементов с мелкой резьбой и кисти применяются меньшего номера.
Набор кистей
Но среди набора кистей у позолотчика есть особенный инструмент с узкоспециальным назначением — лампензель. Плоский, прямоугольной или веерообразной формы, с мягким длинным ворсом — его используют для переноса листов сусального золота или потали на подготовленную под золочение поверхность или подушечку для разрезания. Прямоугольные кисти удобнее для больших гладких поверхностей, веерообразные — для мелких деталей.
Лампензель — кисть для переноса золотой фольги
В продаже есть кисти для золочения из натурального волоса. Чаще всего для их изготовления используют длинные мягкие и упругие шерстинки из кончика беличьего хвоста или синтетические волокна. Специалисты советуют натуральные лампензели применять для сусального золота и серебра, а искусственные — для потали. Размер кисти и форма выбираются по потребности.
Крюкарзы, гремитки, цезарики
Инструмент для позолотных работ делится на черновой и золотарный. Для расчистки поверхности рельефа после нанесения грунта применяются инструменты, сходные с приспособлениями резчика: долота, стамески, резаки, чеканы, разнообразные крючки, крюкарзы, гремитки. А также шпатели для нанесения грунта, абразивный инструмент — мелкий и крупный, губки.
Агатовые зубки
После нанесения сусали и высыхания клеевого слоя поверхность полируется. Для этого используют специальные полировальные инструменты — агатовые зубки.
Набор полировальных инструментов позолотчика — агатовые зубки. Фото с сайта agat-zub.ru
Они имеют разную форму, полный комплект составляют 10-12 разных инструментов. Говорят, что название «зубки» появилось от того, что в прежние времена для полирования позолоты использовались медвежьи клыки. Хотя, скорее всего, зубками они называются из-за своей формы. И они действительно сделаны из агата, поэтому очень красивы.
Кроме описанных инструментов, позолотчики используют в своей работе тампоны из ваты или мягкой ткани типа батиста.
Технология позолотных работ
Процесс золочения очень кропотливый. Любая небрежность в подготовительных работах или при нанесении самой позолоты, прилипшая пылинка или волос приводят к дефектам на поверхности изделия.
Золочение — процесс трудоёмкий
Традиционные способы золочения — полиментное и масляное — очень трудоёмки, процесс состоит из множества операций. Особенно сложно полиментное, но в тоже время оно более эффектное. Масляное же золочение прочнее.
Подготовительные (черновые) работы
Прежде чем наносить собственно позолоту, мастер проделывает огромный объём работ. Сначала проклеивается поверхность: наносится столярный клей в несколько слоёв для укрепления детали и создания прочного сцепления с последующими слоями грунта — левкаса (смеси столярного клея и мела). Операция левкашения тоже проводится в несколько слоёв (до девяти) с полной просушкой каждого из них в течении нескольких часов. Грунт должен полностью скрыть рисунок материала, например, древесины. Если слой левкаса тонкий, фактура может проступить и испортить впечатление изготовленного из золота предмета.
Гипсовый рельеф, покрытый левкасом для золочения. Фото с сайта gilders.ru
После нанесения достаточного слоя левкаса рельефный рисунок расчищают, чтобы вернуть ему чёткость, потерянную от многочисленных слоёв грунта. После рассечки рельефа деталь полируют пемзой и хвощом или современными абразивными средствами, добиваясь фарфоровой гладкости, аккуратно удаляют пыль и протирают влажной тканью или замшей.
После просушки и тщательной проверки поверхности на дефекты можно переходить к нанесению полимента. К поверхности, подготовленной к золочению, не следует прикасаться руками — отпечатки пальцев могут испортить конечный результат.
Золочение на полимент
Золочение по полименту позволяет получать интересные результаты сочетания различной текстуры золота. Те части рельефа (углубления), которые будут покрываться матовым золотом (например, творёным), подкрашивают охрой, чтобы придать золотому покрытию большую визуальную глубину. Остальную поверхность покрывают в несколько слоёв полиментом.
Золочение по полименту
На окрашенные золотистой охрой места аккуратно, чтобы не затронуть полимент, наносят желатин. После высыхания поверхность, покрытую полиментом, полируют сукном. Для большего матового эффекта вогнутые части рельефа можно покрыть вначале листами серебра, а затем — золота.
Подготовленный полиментный слой смачивают разбавленной водкой, а затем на обработанный участок переносят при помощи лампензеля или золотарного ножа куски сусального золота. Размеры кусочков фольги (строфьи) зависят от деталей рельефа: для крупных элементов используются более крупные куски или целые листы. Вода смачивает рыбий клей, входящий в состав полимента, спирт испаряется и кусочек золотой фольги как бы втягивается в слой полимента и приклеивается.
Разрезание листа сусали
Листы золота укладываются так, чтобы не оставалось просветов, «прибиваются», растушёвываются к поверхности с помощью ватного тампона или обычной беличьей кисти (в углублениях). Если между элементами фольги остаются непокрытые места, на них накладывают «заплатки» из небольших кусочков.
Примерно через час поверхность, покрытую позолотой, можно полировать. Перед этим необходимо без усилия смести остатки позолоты сухой кистью. Покрывать золотом следует только такую площадь, которую можно будет заполировать в тот же день.
Масляное золочение
Способ золочения по масляной подготовке более простой, хотя тоже потребует выполнения черновых грунтовочных работ. Грунт выбирается в зависимости от материала основы. Для деревянных, гипсовых или выполненных в технике папье-маше элементов так же, как и в случае золочения на полимент, можно использовать левкас. Металлические детали обрабатываются грунтовкой по металлу. После высыхания грунта поверхность окрашивают в жёлто-золотистые тона для подцвечивания золотого покрытия.
Позолоченная деревянная рама. Фото с сайта drevox.com
Подготовленный участок покрывают лаком в несколько слоёв с полной просушкой и шлифовкой каждого слоя: чем более гладкой будет поверхность, тем лучше результат. Затем наносится лак-мордан. Его состав может быть разным, сейчас в продаже есть и синтетические препараты с разным «временем жизни» — от 12 до 1,5 часов.
Для больших поверхностей стоит выбирать более долго сохнущие составы. Мордан просушивают до состояния «на отлип» — когда поверхность кажется высохшей, но при прикосновении прилипает.
Работает позолотчик. Фото с сайта bizsol.co
Время, указанное производителем, ориентировочное, высыхание зависит от влажности и температуры. Поэтому нужно сделать образец, на котором контролировать степень высыхания лака — золотая фольга должна прочно прилипать и хорошо разглаживаться тампоном. Если позолота при разглаживании сдвигается, золото «тонет», следует ещё подсушить лак. На пересушенный мордан золото не приклеивается. В этом случае стоит полностью высушить нанесённый слой и покрыть повторно. Так же как описано ранее, излишки позолоты убираются кистью и поверхность полируется.
Хотя процесс золочения кажется сложным, самое главное в нём — способность к кропотливой работе и внимание ко всем деталям. Стоит попробовать свои силы в этом виде декорирования. В следующем материале речь пойдёт о вариантах использования этой техники.
Как работать с поталью
Всем привет, дорогие читатели блога.
Сегодня я хочу рассказать вам, что такое поталь как работать с ней и какие материалы применяются для золочения.
Вот только вчера завершила работу над очередными часами. Чего только я не использовала для декора! Там и декупаж, и трафарет, и различные цвета красок, ну и завершающим штрихом стало золочение. А точнее имитация неравномерного золочения поталью. Вам тоже нравится эффект позолоты? Тогда вам будет интересно.
Поталь – это очень тонкая золотая фольга для имитации золота. Она дает удивительную возможность украсить интерьер дома позолоченным декором, привнести ему богатства и роскошь. Ведь ее практически не отличить от сусального золота, она прекрасно смотрится как на ровных поверхностях, так и на декоративных элементах сложной формы.
Золочение выполняется на подготовленной поверхности перед наклеиванием картинок.
Плоской кистью нанесите мордан на водной основе без пропусков и подтеков на участки поверхности, где предполагаете делать золочение.
Для неравномерного золочения поталью, как в данном случае, нанесите клей на поверхность при помощи губки тампонирующими движениями.
В течение 15- 20 минут (в зависимости от характера поверхности, толщины слоя и производителя) он приобретет необходимую липкость, и можно приступать к работе.
Как наносить поталь?
Аккуратно приложите на обработанные участки листы потали. Учтите, листы очень тонкие, брать их руками не рекомендуется — они могут порваться или прилипнуть к пальцам.
Лучше воспользоваться пинцетом или надеть матерчатые перчатки. Кусочки листа удобно переносить на декорированную поверхность наэлектризованной плоской кистью. Чтобы наэлектризовать кисть, потрите ее о руку или синтетическую ткань.
Поталь в хлопьях просто насыпьте на клей плотным слоем. Добиться идеального золочения в домашних условиях нелегко, особенно если предмет сложной формы. Специалисты используют в работе специальную широкую кисть с длинным ворсом. — лампензель.
Если вы хотите получить сплошную золоченую поверхность, воспользуйтесь листами потали. Наклеивать их надо слегка внахлест, если лист порвался, прорехи заклейте кусочками. Чтобы получить эффектную мерцающую поверхность, выбирайте поталь в хлопьях. Конечно, и хлопья можно наклеить равномерно, но это хлопотно. Не менее оригинальный эффект получается, если потали положить на чуточку высохший мордан и аккуратно разорвать кончиками пальцев.
Слегка прижмите и разгладьте поталь мягкой кистью, лучше использовать круглую (пони) или толстую косметическую для накладывания румян.
Разглаживать складки не обязательно — они создадут дополнительную фактуру. После полного высыхания клея осторожно снимите излишки потали ватным тампоном или кусочком замши. Не приклеившиеся хлопья смахните обратно в коробочку.
Используя технологию золочения на стенках шкатулки и других подобных предметах, последовательно оклейте поталью каждую поверхность, а не все сразу, иначе вы рискуете не успеть вовремя нанести поталь.
Мордан остается долгое время липким, поэтому можно работать без спешки. Время его высыхания занимает от 2 до 12 часов (в зависимости от состава). Чтобы приглушить блеск позолоты, ее можно патинировать. Возьмите на губку немного жидкого битума и осторожно нанесите на позолоченную поверхность, заполняя все углубления. Излишки битума снимите бумажным полотенцем или тряпочкой, смоченной в масле (льняное) или в воске.
Осталось покрыть позолоченную поверхность защитным лаком: шеллаком или специальным покрывным лаком для потали.
Но на этом можно не останавливаться, а пойти дальше. В декупаже часто применяется техника вживление изображения в поталь, которая дает очень интересное свечение картинке.
О том, как это сделать своими руками можно узнать в пошаговом фото мастер классе «Декупаж на шкатулке с применением потали»
Спасибо что заглянули к нам, оставляйте комментарии и подписывайтесь на новости блога. Вдохновения вам в творчестве, друзья! Пока, пока.
Поталь и тонкости работы с ней. Золочение изделий поталью
Автор: Мастерица НМ Studio · Published 11/04/2017 · Updated 11/04/2017
Иногда так хочется добавить в свой дом шарм аристократизма и респектабельности. Когда мы произносим эти слова, то воображение рисует королевский замок, классический интерьер и роскошную мебель с резным декором и позолотой, картины в пышных рамах и другие изысканные детали. Мы расскажем вам о прекрасной возможности дополнить свой дом такими моментами, не затратив на это огромных средств и больших усилий. Речь пойдет об очень интересной технике золочения изделий поталью.
Поталь — это прекрасная замена сусальному золоту, которое по своей фактуре и визуальному эффекту практически не отличается. Изделия, которые покрыты поталью, иногда даже опытные специалисты не всегда могут отличить от сусального золочения.
Тонкости работы с поталью
Эта техника требует некоторых навыков, однако освоить ее вполне реально. А когда вы попробуете, то сможете почувствовать себя настоящим мастером, который способен преобразить и сделать роскошным свой интерьер.
Для начала работы с поталью необходимо приобрести такие материалы:
Материалы для золочения
2.Специальную кисть лампензель или синтетическую веерную кисть
6.Защитный лак при золочении (шеллак)
Основные этапы золочения поталью
Вначале учтите важный момент. Выберите помещение для работы в непыльной комнате, где отсутствуют сквозняки. А еще желательно дышать носом, не чихать и не кашлять. Уж такой это нежный и восприимчивый материал. Но если говорить серьезно, то найдите уголок, где можно поработать с поталью. Удивите своих домочадцев и друзей своим новым хобби. Пусть замрут от восторга, когда увидят готовый результат.
Этап первый:
Готовим поверхность изделия. Необходимо очистить поверхности от загрязнений, в тех местах, где это нужно. Если работаете с деревом, то для достижения ровной основы для золочения, его необходимо грунтовать. Изделия из пластика, стекла или металла достаточно просто очистить и обезжирить.
Этап второй:
Наносим клей. Существует два вида золочения, масляное и полиментное. Однако советуем начать с клеевого (полиментного). В инструкции к клею вы найдете информацию сколько времени его выдерживать. При желании можно воспользоваться специальными клеевыми карандашами. Они иногда удобнее.
Этап третий:
Самый важный и самый интересный момент. Начинаем наносить поталь. Необходимую форму из листа потали можно вырезать на кусочке из замша обычным кухонным ножом. Желательно, чтобы он был гибким и широким. Чтобы перенести поталь на поверхность используйте лампензель. Это специальная кисть, которую необходимо сначала наэлектризовать, а потом провести по коже, которая обработана вазелиновым кремом. Крайне осторожно разглаживайте лист потали колонковой кисточкой. В процессе постукивайте тампоном из ваты или волосками кисточки. Отдохните, пока все высохнет. Если вы решили покрыть поталью металл, то ее прижимают и полируют тампоном из ваты. Наносится поталь в обязательном порядке внахлест.
Этап четвертый:
Особенность материала заключается в том, что он пристает к поверхности не совсем идеально и равномерно. Пробелы поначалу заполняют оставшимися кусочками потали. После того как поверхность высохнет (это может длиться от 3-х до 12- ти часов), ее тщательно полируют чем-то вроде пемзы. Полировать начинайте с угла и до полного достижения однородного эффекта. Постарайтесь сделать так, чтобы не остались швы. В финале покрываем все защитным лаком.
Рекомендуем также ознакомиться с уроками работы с поталью, которые есть в нашем блоге. Поталь продается в нескольких вариантах, золотая, серебряная и бронзовая.
Работа с поталью невероятно умиротворяет и дарит приятные эмоции. А готовый результат наполнит вас нескрываемой гордостью. От мелких аксессуаров до больших предметов мебели. Все это вы можете преобразить самостоятельно. Немного тренировки и овладения навыками. И возможно вы откроете в себе искусного мастера золочения.
Сам себе мастер
Популярные статьи
Техника золочения предметов поталью. Особенности работы с поталью
Техника золочения предметов поталью многим кажется дорогой и трудоемкой. В то же время золочение сусальным золотом – тончайшими (от 0,13 до 0,6 мк) листами золота – вполне доступно, даже в домашних условиях. Но сусальное золото стоит дорого, использовать его для хобби-проектов и тем более для изучения техники золочения нецелесообразно. Для этого вполне сгодится поталь – недорогой имитатор сусального золота. Изделия, позолоченные поталью, выглядят практически так же, как и покрытые настоящим сусальным золотом – эффектно и богато.
Для начального изучения золочения вам потребуется купить: специальный клей, шеллак (защитный лак при золочении), кисть для клея, колонковую кисть, лампенезель (специальная кисть) и, собственно, саму поталь.
Работать с поталью надо в непыльных комнатах, без сквозняков. Общая техника золочения состоит из четырех основных этапов:
1. Подготовка поверхности. Для получения ровного золочения, поверхность должна быть очищена от грязи и ржавчины, там, где это нужно, загрунтована (особенно это актуально для дерева и металла). Стекло, пластик, хромированный или никелированный металл в большинстве случаев грунтовать не надо, достаточно очистить их от грязи и обезжирить поверхность.
2. Нанесение клея. Рассматрим клеевое (полиментное) золочение, при котором получается глянцевое (блестящее) покрытие. Существует также масляное золочение (при помощи специальных лаков – левкаса, мордана, микстьена). Оно несколько проще, но покрытие получается матовым. Нанесенный клей должен быть выдержан в течение времени, указанного в инструкции. Существуют и специальные клеевые карандаши, более удобные для некоторых творческих проектов.
3. Нанесение потали. Нужную форму из потали вырезают на подушке для золочения специальным ножом позолотчика. Фирменные инструменты позолотчика достаточно дорогие, поэтому вы можете использовать для подушечки кусок замши. Нож можно использовать и столовый, но желательно, чтобы он был широким и гибким. На поверхность лист переносится специальной кистью (лампензелью), предварительно наэлектризовав ее, а затем, проведя по руке, смазанной вазелином; старательно и очень осторожно лист разглаживается колонковой кистью, слегка постукивая волосом кисти или ватным тампоном по поверхности, и оставляется до высыхания. В некоторых случаях (к примеру, при золочении металла) после накладки золото прижимают, затем располировывают тампоном из ваты. Поталь наносят обязательно внахлест.
4. Обработка золоченой поверхности. Листы потали пристают не равномерно, и не плотно. Сначала дефекты золочения (пробелы) покрывают остатками потали. Лист после нанесения и полного высыхания (время высыхания зависит от нанесенной основы, как правило, через 2-3 часа, но бывает и 12 ч.) полируют пемзой, лощилом, агатовым (или кремниевым) зубком, чтобы лист ровно пристал к поверхности. Начинают полировать с угла, проводят по поверхности прямыми штрихами, после каждого прохода поверхность золота становится более глянцевой. Поверхность полируют до полной однородности – стыки листов тщательно разглаживаются, швов не должно быть видно. Общепринято поталь покрывать защитным слоем. Эту функцию выполняют шеллак или цапенлак.
Кроме основной, золотой, поталь бывает серебреной, медной, бронзовой. Поталь продается листами и книжками. Листами дешевле, но обычно это наборы по 100 листов.
Наиболее удобный вариант – в книжках по 25 листов. В книжках поталь бывает свободная – каждый лист потали проложен тонкой пергаментной бумагой – и трансферной: каждый лист давлением помещен на белую шелковую бумагу. Работать с трансферной поталью проще, для новичков это наиболее удачный выбор. Лист берется вместе с бумагой (вам не понадобится лампензель) и может быть обрезан ножницами. Наконец, он переносится вместе с бумагой на объект. После этого можно удалить шелковую бумагу, и золочение закончено.
Особенности работы с поталью
Поталь – это очень тонкая фольга имитирующая сусальное золото, серебро, а также другие металлы и их оксиды.
В последнее время мне задают много вопросов по поводу особенностей работы с поталью, поэтому решила поделиться своим опытом.
Во-первых, в помещении, где работают с поталью не должно быть сквозняков, бегающих детей и других, нервно дефилирующих домочадцев! Следим также за своим дыханием – дышим носом ровно, стараясь не кашлять и не чихать! Иначе всё улетит!
Если приходится покрывать большие поверхности, листы потали снимаем на заготовку прямо с книжки. Поначалу кажется, что испорчена будет вся купленная нами поталь, потому что она всё время куда-то улетает, но только не попадает туда, куда нужно… Главное приноровится! В конечном итоге, даже если она и ляжет складочками на клей, её всегда можно подправить пальчиком!
Если мы заклеиваем поталью небольшие поверхности, то нам её, прежде всего, нужно разрезать. Рекомендуют резать и поталь, и сусальное золото на специальных подушечках, обшитых мехом или замшей. Но я не заморачиваюсь. Из книжки выкладываю листы потали в какой-нибудь толстый журнал, лист от листа кладу через 10-15 страниц. Режу прямо на открытой странице. Оставшиеся от большого куска кусочки оставляю там же для последующего использования. Только листы журнала не должны быть лощёными, иначе поталь намертво прилипнет к ним. Они должны быть типа газетных, не очень хорошего качества. Кто-то режет ножом, заточенным с двух сторон, кто-то скальпелем, я же пользуюсь качественным лезвием.
Чтобы перенести кусочки потали в нужное место, можно смастерить кисточку, которая называется лампемзелем, который делается так: беличья кисточка приличного размера веерообразно раздвигается и вклеивается между двумя небольшими картоночками. Когда клей высохнет, веерочек будет в них держаться, как в коротеньком, картонном череночке. Для большего удобства в работе, его вделывают в деревянный черенок, длиной и толщиной с обычный карандаш. Таким образом, лампемзель имеет вид череночка с веерочком из беличьих волос. Сухой волос лапки (лампемзеля) не возьмет поталь, она прилипает к маслянистым поверхностям. Перед работой лапкой слегка смазывают сливочным маслом верх кисти левой руки и, держа лапку правой рукой, время от времени легко проводят ею по маслянистой кисти левой руки, сообщая этим волоскам лапки способность прихватывать золото и переносить его на нужное место. Руки при этой работе должны быть совершенно чистыми. За неимением лапки некоторые рекомендуют пользоваться таким же образом кусочком упругой бумаги, натертой парафином. Я делаю так: провожу лапкой по своим волосам, лапка слегка смазывается и электризуется!
Теперь про то, на что клеим!
Про разные фирменные лаки, которые продаются в Лавках художника и других спецмагазинах, рассказывать не буду, т.к. инфы в Инете про них предостаточно! Лично для меня это дорого! Поэтому расскажу, на что клею я. Некоторые рецепты взяты из древних источников и рассказов моих Учителей.
- Чесночная настойка. Берём небольшую головку чеснока, режем её мелко или толчём. Заливаем примерно ста граммами самого недорогого коньяка и настаиваем примерно неделю (если невтерпёж, то хватит и 3-х дней) в темном месте при комнатной температуре. Отжимаем через тряпочку и можно работать. Кто-то клеит просто разрезанной долькой чеснока, но если поверхность не очень ровная, то частички чеснока могут забиваться в поры, тем самым испортив работу! А вот если по какой-либо причине у вас где-то не ложится краска (скатывается), чесночная долька очень даже выручит! Смазываем чесноком поверхность и краска прекрасно ляжет. Запаха чесночной настойки не стоит бояться. Выветривается быстро.
- Ассист — так в иконописи называется состав, употребляемый под золото. Я его применяю и для приклеивания потали. Только возни с ним поболе. Готовится из пива, лучше темного, которое наливается в посуду и томится на горячей плите до состояния густой клейкой массы, или из очищенных головок чеснока, которые в небольшой керамической посуде томятся в нежаркой духовке, пока они не дойдут до такого же состояния. При употреблении его разводят до нужной густоты (чтобы лист потали не плавал – слишком жидко, или кисть оставляла на поверхности грубые полосы – слишком густо). Цвет ассиста – темно-коричневый, блестящий. Эту технику я использую для декора какими – нибудь узорами, надписями и др. Поверхность припорашивается тальком или мелким мелом с помощью ватки, излишки тальки сдуваются и прописывается ассистом (кисточка макается в ассист, как в краску) нужный узор или буква или ещё какая-нибудь загогулина. По припорошенному меловому полю наносимый рисунок четко читается, что очень помогает следить за его правильностью. Сделанный клеем рисунок нужно хорошо просушить. Далее берем кусок свежего ржаного хлеба, смятого в липкий комочек. Им берем поталь и, подышав на прописанный рисунок (чем восстанавливается клеяшая способность сусла), пристукиваем поталь по рисунку. Она пристает к суслу, её излишки забираются катышком хлеба. Когда работа закончена, недочеты в рисунке можно поправить краской. Для закрепления поталь покрывается тонким слоем спиртового шеллачного лака или политуры. Остатки мела смахиваются чем-нибудь мягким.
Вы можете спросить: а зачем вся эта канитель, если можно просто написать нужный узор просто золотым, бронзовым или медным акрилом? Уверяю вас, что такого яркого и ровного узора простой краской под металлик вы не получите! А если еще заменить поталь сусальным золотом. Ведь таким способом расписывали и до сих пор расписывают на иконах парчи на одеждах и украшают золотым орнаментом каймы икон.
Теперь шлифуем то, что наклеили! Шлифовать поталь можно суконкой или войлоком, но особенный вид поталь, как и сусальное золото приобретает, если отщлифовать её волчьим клыком ( мне его знакомые охотники подарили), а также полированными кремнем, сердоликом или агатом.
Отшлифовали! Теперь защищаем нашу красоту! Главный принцип-«Нет – лакам на водной основе!» Хотя некоторые пользуются ими, как финишными. Но потом, через некоторое время поталь темнеет, зеленеет, а однажды моя поталь вообще куда-то исчезла… Правда я грешу скорее всего на грунт, на который она была наклеена (шпаклевка).
Я и защищаю поталь, и гашу ее блеск, и придаю ей приятный оттенок с помощью марса масляного. Беру марс темный и марс светлый или марс средний и марс светлый. Смешиваю их в пропорции как Бог на душу положит – под настроение : потемнее или посветлее. Потом добавляю Уайт –спирит так, чтобы не очень жидко получилось и покрываю работу этим составом – люблю прямо руками ( правда руки потом долго отмываются) или ваткой. Сохнет всё это безобразие довольно долго, но результатом я почти всегда довольна. Главное цвет подобрать. Кстати, это неплохой заменитель битумному воску или битумному лаку, разведенному Уайт –спиритом для полихромии.
Декоративное золочение своими руками
Декоративное золочение своими руками
Золочение — очень древняя техника декоративной отделки. Оно применялось еще в доисторические времена. И действительно, самородное золото — один из первых металлов, ставших известным человеку. Да и потом, в бронзовый и железный века, ничто не могло сравниться с благородным металлом по интенсивности цвета, глубине тона, мягкости блеска. И мастер, сделавший клинок, считал своим долгом украсить его золотым узором. Иначе работе недоставало последнего штриха.
Киевская Русь славилась золотых дел мастерами с незапамятных времен. Впрочем, в историю они таки попали. В летописях упоминается о том, что великий князь Владимир повелел украсить золотыми усами серебряную голову Перуна. И было это еще до крещения Руси!
В IX-X веках золото стали применять в более широких масштабах; им украшали детали архитектурных сооружений. Так, в 1113 году по велению князя Святополка, внука Ярослава Мудрого, в Киеве вызолотили купола Михайловского собора, и стал он с тех пор называться Златоверхим. Сохранился и другой интересный памятник, подтверждающий искусство древних мастеров, — медные двери собора в Суздале с золотым рисунком на черном лаковом фоне. В те времена нагрев при золочении производили на углях, а протравливали металл клюквой. Тем не менее золотое покрытие не старилось веками, несмотря на то, что находилось на открытом воздухе и его касались тысячи рук!
Золотая отделка старого подсвечника сделала его нарядным и торжественным. Осталось лишь декорировать его красными шарами и зажечь свечи. Дом готов к Рождественскому вечеру.
Декоративное золочение
Драгоценные металлы во все времена использовались в отделке и декорировании интерьеров дворцов, создавая впечатление немыслимого богатства и роскоши. Но существует возможность сделать небольшой предмет сверкающим и без больших финансовых затрат.
Золочение — процесс творческий. Два деревянных подсвечника демонстрируют нам, как происходит преображение. Легко преобразить и родные стены. Основой послужит гладкая поверхность, например, виниловые обои. Краску на стену наносим с помощью шаблона, легко касаясь кистью, смоченной золотой краской. Золотой и серебряный цвет легко придадут благородный вид самым обычным вещам: подсвечникам, картинам, шкатулкам.
Подготовка к декоративному золочению
Золочение — очень сложный и длительный процесс, требующий терпения, аккуратности и опыта. Для приобретения этого опыта стоит начать с более простых способов декорирования, имитирующих золотые покрытия. Наша цель — придать изделиям красивый, благородный, сверкающий вид. И естественно, что золотая поверхность должна иметь безукоризненный вид. Малейшие недостатки: следы обработки, царапины, шероховатости, даже пылинки — и работа испорчена! Поэтому поверхность деревянного предмета шлифуется, трещинки заделываются, пыль тщательно удаляется.
С помощью жидкой золотой краски можно нанести на стену геометрический или растительный орнамент. Контрастные переходы между красной матовой окраской стены и золотым узором, сверкающим металлом, создают эффект поистине царского богатства.
Золочение краской
Существуют готовые золотые краски, при нанесении которых на очищенную поверхность получается золотой вид изделия. Краска состоит из металлического порошка, воспроизводящего цвет металла (золота, бронзы, меди, железа и др.). Однако краска может лишь приблизительно имитировать настоящее сусальное покрытие.
1. На подготовленный деревянный подсвечник в качестве грунта наносят акриловую краску. К золоту лучше подходит красный цвет а к серебру — прохладный синий. Дайте грунту высохнуть.
2. Перед нанесением золотую краску тщательно перемешивают деревянной палочкой, так как пигменты оседают на дно емкости. В старое блюдце наливают небольшое количество золотой краски и равномерно подкрашивают подсвечник снизу вверх. Краска сохнет очень быстро.
3. Чтобы придать подсвечнику старинный вид, после высыхания краски «золотой» слой слегка шлифуют грубой шерстью до тех пор, пока в некоторых местах не начнет просвечиваться красный грунтовочный слой.
В золотом обрамлении — сусальное золочение
С давних времен золочение проводилось в основном двумя способами: путем наклеивания на предмет листочков золотой фольги сусального золота или огневым золочением, основанным на применении ртути. Второй способ золочения очень опасен. К примеру, когда золотили купола Исаакиевского собора в Петербурге (1838-1841 гг.), около 60 человек отравилось парами ртути. Сейчас такой способ золочения не применяется.
А вот золочение сусальным золотом широко используется и в наши дни. Слово «сусальное» происходит от древнего слова «сусаль» — лицо, то есть сусальное — облицовочное. Такое золото хранят в специальных книжечках, в которых между листами бумаги уложены 60 листочков золота толщиной от 0,13 до 0,67 микрона. Размер листов — 80 х 80, 72 х 20 мм. Могут быть и другие размеры.
Сусальное золото бывает свободным и трансферным. Свободное золото — это просто очень тонкий слой металла. Его нельзя касаться руками, оно сдувается от дыхания, поэтому позолотчик манипулирует им (переносит, режет, приглаживает) с помощью специального ножа и беличьей кисточки. В общем, требуется немалое мастерство. В трансферном золоте каждый его лист помещен на белую шелковую бумагу, вместе с которой он переносится на облицовываемую поверхность. Когда золото приклеится на место, шелковую бумагу можно удалить. С трансферным золотом работать значительно проще.
1. Подготовленную поверхность рамки окрашивают акриловой краской. После высыхания поверхность тщательно шлифуют, удаляют пыль и наносят второй слой грунта. Его снова шлифуют. Если необходимо, операцию повторяют еще раз.
2. Затем сухую и чистую от пыли основу с помощью кисти красят масляным лаком. На лак клеится сусальное золото или его заменитель. Примерно через три часа лак подсыхает, приобретая идеальную клеящую способность. Если провести по нему пальцем, слышен легкий свистящий звук.
3. Пришло время для самой ответственной операции — начинаем покрывать поверхность золотом. Листок трансферного золота накладываем на подготовленную рамку и слегка прижимаем (бумажная сторона сверху).
4. Бумагу снимают, и золотой лист аккуратно прижимают ваткой. Желательно не тереть, а легонько постукивать, чтобы не повредить тончайший слой золота. Мастера-позолотчики используют для переноса и разглаживания золота беличьи, колонковые и резиновые кисти.
Рамка позолочена методом сусального золочения
Сусальное золочение
Существуют два вида золочения сусальным золотом: масляное (матовое) и клеевое (глянцевое).
Масляное золочение может применяться почти на любой поверхности — дереве, металле, гипсе, пластмассе. Это довольно простой, удобный и распространенный способ золочения. Масляным этот способ называется потому, что золотой лист наклеивается на масляный лак — мордан. Состав лака может быть разным, все зависит от условий, в которых будет находиться позолоченный предмет.
Клеевое золочение используют только для внутренних работ. Этим способом золотят в основном древесину, иногда пластмассы (полиуретан). Техника водного золочения остается практически неизменной с древних времен.
Сусальное золото и различные виды золотых красок можно приобрести в магазинах для художников. В ассортименте имеете трансферное золото разных размеров и оттенков: белое золото, желтое золото, чистое золото в 24 карата. Нужно помнить: чем чище золото (чем больше в нем каратов), тем менее чувствительной будет позолота к влиянию погодных и климатических условий. Материал, который каждый может приобрести, чтобы попробовать свои силы в золочении, это трансферная золотая фольга.
Не все то золото, что блестит
Позолоченное изделие — вещь дорогая, не каждому доступная. В основном цена высока из-за дороговизны золота. Поэтому сусальному золоту нашли более дешевую замену. Одним из известных заменителей сусального золота является поталь. Поталь не содержит драгоценных металлов и представляет собой тончайшие листки металлического сплава — меди с цинком или меди с алюминием. Поталь значительно дешевле сусального золота. И она отлично подходит для выражения индивидуальности и даже сиюминутного настроения. Техника декорирования поталью аналогична декорированию сусальным золотом.
Золочение пленкой
С некоторой натяжкой к поталям можно отнести и золотую самоклеющуюся пленку для лазерных принтеров, из которой делают стикеры и наклейки на CD-диски. Этот материал вполне доступен домашним умельцам, и работать с ним просто. Пленка разматывается из рулона и постепенно приклеивается к поверхности. Золочение пленкой применяется только на плоских поверхностях. Так золотят, к примеру, несложные деревянные багеты. Все имитаторы золота, а также сусальное золото с примесями принято покрывать защитным слоем лака.
1. Чтобы превратить деревянную шкатулку в золотую, воспользуемся поталью. Сначала необходимо нанести на основу клей. В данном случае подойдет акриловый (он быстро сохнет).
2. Лист потали наклеивается целиком Поскольку он толще, чем сусальное золото, его возможно отделить руками и уложить на подсохший сухой клей. Листы должны ложиться без морщин, один на другой с небольшим нахлестом.
3. С помощью колонковой кисти поталь разглаживается и легким постукиванием приклеивается к основе. Особенно тщательно нужно прижимать края и углы. Излишки подхватывают на листок бумаги для дальнейшего использования.
4. Поскольку поталь сделана из таких металлов, как медь, цинк и алюминий, она под воздействием влаги окисляется и темнеет. Поэтому сверху необходимо нанести защитный слой прозрачного лака. Используйте шеллак или цапонлак. Битумный лак придает золоченым вещам старинный вид. После высыхания лак полируется везде, кроме труднодоступных мест, где остается благородная патина.
Золотые и серебряные блестки
Металл в интерьере сегодня особенно актуален. Даже небольшие аксессуары вроде шкатулок, карнизов, подсвечников, если придать им блестящий вид, полностью меняют впечатление от квартиры. Проще всего преобразить их с помощью металлических блесток или металлизированной краски в аэрозольном баллоне. Работать с этими материалами интересно, легко и приятно.
Как по мановению волшебной палочки, можно буквально за полчаса подготовиться к Рождеству. Предметы обихода — орехи, галька и фигурные тыквы — на самом деле имеют более широкий спектр применения, чем обычно полагают. Особенно если поверхность, сверкающую золотом и серебром, подсветить свечами.
На шкатулку наносят кистью слой клея и, пока он еще влажный, посыпают мелкими блестками. Блестки распределяют руками, следя за тем, чтобы поверхность покрывалась равномерно. Чудное украшение для туалетного столика.
Золочение аэрозольной краской
Сейчас общедоступны аэрозольные краски, имитирующие металл. Их можно наносить на любую поверхность: бумагу, дерево, металл, пластик, стекло, даже на стену. Приобрести аэрозольное «золото» можно в автомагазинах. С его помощью можно не только создать золотые колпаки на колеса авто, но и облагородить невзрачные предметы интерьера. Настольная лампа, старые рамы картин, почерневшие от времени карнизы — точек приложения масса! Для получения блестящего результата важно, чтобы поверхность была сухая, тщательно очищенная от пыли и ржавчины. Обработку нужно провести два раза. Оба слоя высохнут в течение часа. К сожалению, технически невозможно сохранить блеск на длительное время. Но огорчаться не стоит: когда блеск потускнеет, просто нанесите новый слой аэрозоля с позолотой.
В преддверии новогоднего карнавала подарим еще одну идею родителям: вашей дочурке наверняка понравится, что ее вполне обычные туфли неожиданно превратились в золотые бальные туфельки. Только не забудьте перед покраской их обезжирить!
Еще одна идея к празднику
С помощью клея на листе подарочной бумаги рисуем контур и оставляем его сохнуть — пока клей не станет прозрачным. Затем накладываем сверху золотую или серебряную трансферную фольгу и аккуратно притираем. После этого осторожно снимаем бумагу-основу. Такой рисунок можно сделать даже на текстиле — футболке или бейсболке. Отличный подарок к Новому году — и уникальный, и практичный!
Прекрасная идея для украшения подарочных коробочек к Рождеству или Новому году
Ремонт с помощью золотой пасты
В художественных магазинах можно встретить золотую краску в виде пасты. Пасты обычно делаются на основе пчелиного воска и металлических пигментов. Паста идеально подходит для реставрации старой рамы или старого деревянного подсвечника. Она наносится пальцем и тщательно втирается в поверхность. Для получения эффекта старины золотую отделку рамы можно слегка «состарить», втерев в фигурный профиль немного природной умбры.
Золочение
![]() |
|
Золочение – процесс нанесения на предмет тонкого слоя золота или его имитации. Существуют два вида золочения – сусальным золотом и поталью.
СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО И ПОТАЛЬ – В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?
СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО
Сусальное золото – натуральное золото в форме тончайших листов, которые уложены в книжки. Классическое сусальное золото 960-й пробы, но так же бывают и другие разновидности. Листы 960-й пробы имеют теплый желтый цвет самородного золота, именно такие золотые листы начали применяться еще в Древней Руси. Правила производства сусального золота 960-й пробы закреплены ГОСТ 6902-75.
Сусальное золото подходит для использования практически на любых поверхностях (дерево, стекло, керамика, мрамор, фарфор, металл, гипс, холст, красочный слой и др.), и является единственным подходящим материалом для золочения крупных объектов, таких как купола, статуи и т.п. Сусальное золото можно использовать для золочения предметов внутри и снаружи помещения, оно не окисляется и не темнеет.
ПОТАЛЬ
Поталь – имитация сусального золота в виде листов золотистой фольги, этот материал не содержит драгоценных металлов. Для непрофессионала поталь неотличима от сусального золота, при том, что её стоимость гораздо ниже. Обычно поталь получают из сплава меди и цинка, или алюминия. В обращении и по внешнему виду она напоминает сусальное золото. Поталь продается в виде листов, хлопьев и роликов.
Поверхности, которые подходят для нанесения потали: дерево, стекло, керамика, фарфор, металл, картон, гипс, холст, красочный слой и др. Поталь применяется только для объектов внутри помещения, со временем она темнеет и окисляется даже под покрытием.
Также существуют сусальное серебро, серебряная и медная поталь.
МЕТОДЫ ЗОЛОЧЕНИЯ
Профессиональные методы золочения имеют индивидуальные нюансы, которые зависят от поверхности, на которую требуются нанести позолоту и личного опыта мастера. Однако в обобщенном виде их делят на:
Клеевое золочение (золочение «на полимент», «золочение на левкасе», техника левкаса).
Используется для золочения предметов внутри помещения, в основном – деревянных изделий. Чаще всего применяется при золочении икон.
Клеевой основой служит масляный клей — мордан.
МЕТОД ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ
Золочение “на смесях”
СРЕДСТВА И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЗОЛОЧЕНИЯ
Грунтовки
Пастообразный клей-грунт
Смеси для любителей
Такие смеси обычно используются при работе с поталью.
Клей на спиртовой основе
Кроликовый (кроличий) клей
Желатин, как правило, продаётся в виде хлопьев, которые перед использованием необходимо замочить в воде в течение примерно 24 часов перед использованием. После размягчения необходимо окончательно растворить клей на водяной бане. В отличие от других клеев, при разведении водой он незначительно увеличивается в объёме. Желатин используется для наклеивания сусального золота на болюс.
Состаривание
Делает блеск золота более темным и тусклым. Используется для придания изделиям состаренного вида. После высыхания, через 12-24 часа, битумный лак закрепляется шеллачным лаком.
Пастообразный битум – плотное, вязкое вещество темно-коричневого цвета. Имеет те же свойства что и обычный битум. Ложится практически на любую поверхность. Высыхает через 12-24 часов. Рекомендуется покрытие лаком для предотвращения вытирания.
Используется для придания состаренного вида декорируемым предметам, и в технике золочения. Наносится на любой вид основы. После высыхания требует закрепления финишным лаком.
Финишное покрытие
Лак Мекка – защитный лак, наносится на позолоченные предметы для защиты от старения и воздействия окружающей среды. Выпускается двух типов: бесцветный и цвета золота. Второй лак используется, если нужно затемнить тон золота или придать золотистый оттенок серебру.
Лак Цапун (лак Цапон) – нитроцеллюлозный прозрачный лак для защиты изделий, покрытых поталью. Быстро сохнет, образует прозрачную защитную пленку на блестящих металлических поверхностях, предотвращая изменение цвета и образования коррозии. Подходит для обработки изделий из серебра, меди, латуни, бронзы, олова, железа.
Лаки на водной основе могут окислить поталь, поэтому, если требуется использование такого лака, сначала нужно нанести не менее трех защитных слоев лака на спиртовой основе.
Шеллак (нидерл. schellak) — природная смола, которую вырабатывают насекомые-червецы, паразитирующие на тропических деревьях в Юго-Восточной Азии.
После высыхания шеллак образует прочную, абразивостойкую, стекловидную пленку. Препятствует образованию трещин и защищает поталь от механического и атмосферного воздействия. Идеально подходит для позолоченных предметов мебели, находящихся в частом употреблении.
Шеллак выпускается как в виде хлопьев, из которых можно самостоятельно изготовить лак, так и в виде готового к применению лака.