Байконур и другие новинки

Байконур образца 2017-го

Байконур — город двойного подчинения России и Казахстана. Наша страна арендует его вместе с космодромом за $115 млн. в год. Здесь в ходу российские деньги, автомобильные номера 94-го региона РФ и практически все говорят на русском языке, который уже почти забыли в южном Казахстане.

Центральная площадь города (как и положено 🙂 имени В. И. Ленина. Дом офицеров.

Пешеходный проспект Королёва.

Картинка как-будто из 80-х. Здесь многое напоминает о временах СССР. Город с тех пор практически не изменился.

Сквер с мемориалом ВОВ за домом офицеров.

Деревья здесь не растут просто так. К каждому (!) из них подведена труба с водой.

Город находится на берегу реки Сырдарья, но пляжей на её берегах нет. Вместо этого обустроены вот такие места отдыха с лежаками для загара и душевыми. Никого нет, но душ работает.

Снимал я в воскресенье, но во всём парке встретил только группу местных ребятишек, больше никого.

Аттракционы из 70-х.

Я как-будто попал в своё детство.

И всё это работает в 2017-м году! Недорого.

Находясь в Байконуре, видишь людей, машины, но всё в мизерных количествах. Многие уехали отсюда после развала Союза и свывания космических программ, население сильно сократилось. От этого не покидает ощущения брошенного города. И вот в этом абсолютно пустом парке отдыха в выходной чувствуется это особенно остро.

Продолжим нашу прогулку. Архитектурно это обычный советский провинциальный город. Здесь можно встретить кварталы «сталинских» домов, «хрущёвки» и панельные девятиэтажки позднего СССР. В отличии от других казахстанских или российских городов, здесь с 1991-го года ничего не меняется.

Раритетный Лаз-965 из 80-х. Хорошо сохранился.

Стелла, посвящённая казахскому культурному деятелю Абаю.

Модель солнечной системы на улице города.

Памятник С. П. Королёву.

Макет ракеты-носителя «Союз» в натуральную величину.

Памятник Юрию Гагарину.

Межконтинентальная двухступенчатая жидкостная ракета лёгкого класса 15А15 (SS-17). В простонародье этот памятник называют «карандаш».

Вечереет. Вышли куда-то на окраину города.

Стелла с этапами становления г. Байконур.

Ночной проспект Королёва.

Пожалуй, самое известное местное кафе «Звёздное небо».

Здание РосКосмоса на пл. Ленина.

Да, эти цветочки светятся

На другой день решил найти два самолёта, установленных на постаменты где-то в городе. По дороге набрёл на братскую могилу группы погибших при пожаре в 1963-м году в шахте баллистической ракеты военных.

Дорога к самолёту пролегала через парк, в котором я неожиданно встретил совершенно свободно гуляющих верблюдов.

Вот и первый самолёт. Настощий Ан-12 установлен на постаменте чуть в стороне от парка Шубникова.

До следующего авиа-памятника добираюсь на такси. Стоимость проезда всегда одинаковая куда-бы не ехал — 40 рублей.

Надо отметить, что город по периметру обнесен забором, попасть в него можно через несколько КПП. Возле одного из них находится известная стелла с космонавтом.

После нескольких дней проведенных на Байконуре у меня сложилось мнение, что легендарный космический город завис в неопределённости, в нём поддерживают жизнь но не более того. Судьба его полностью зависит от работы космодрома Байконур, договор об аренде которого действует до 2050-го года. Что будет дальше никто не знает. Россия построила и собирается развивать свой собственный космодром Восточный, плюс конкуренция в космических запусках будет только усиливаться — в ближайшее время на арену выйдут новые сильные игроки. Сможет ли Байконур оставаться на плаву в этих условиях станет ясно уже совсем скоро. Остаётся только пожелать, чтобы число на правой плите менялось и дальше…

Байконур и другие новинки

Космодром Байконур — первый и крупнейший в мире космодром, расположен на территории Казахстана, в Кызылординской области между городом Казалинск и посёлком Джусалы, вблизи посёлка Тюратам. Территория космодрома Байконур составляет 6717 км². Космодром Байконур и город с одноименным названием вместе образуют комплекс «Байконур», арендованный Россией у Казахстана на период до 2050 года.

  • Байконур — самый крупный космодром в мире
  • Байконур — общая площадь комплекса космодрома: 6717 км 2
  • Байконур — более 10 тысяч сотрудников
  • Байконур — почти 5 тысяч пусков ракет
  • Байконур — 1-я (знаменитый «Гагаринский старт») и 31-я площадки предназначены для ракет-носителей, которые выводят в космос грузовые «Прогрессы» и пилотируемые «Союзы»
  • Байконур — дружба России и Казахстана
  • Байконур — международное сотрудничество

Сегодня космодром Байконур — это основная космическая гавань нашей страны, открывшая миру путь к научно-техническому прогрессу, а человечеству — дорогу в космос.

Именно с этого космодрома был запущен первый Спутник, провозгласивший о начале космической эры. С Байконура в первый в истории человечества полет в космос отправился Юрий Гагарин. С этого космодрома стартовали ракеты-носители доставлявшие в космос корабли с Германом Титовым, Валентиной Терешковой, Алексеем Леоновым, Светланой Савицкой и другими космическими героями нашей страны.

Космодром Байконур — это мощный научно-испытательный комплекс:

  • 5 действующих стартовых комплексов для запусков ракет-носителей;
  • 13 монтажно-испытательных корпусов, в которых размещены 34 технических комплекса для предстартовой подготовки ракет-носителей, космических аппаратов и разгонных блоков, а также заправочно-нейтрализационная и заправочная станции для заправок космических аппаратов и разгонных блоков компонентами ракетного топлива и сжатыми газами;
  • измерительный комплекс с современным информационно-вычислительным центром для контроля за полётом ракет-носителей, разгонных блоков, управления космическими аппаратами, а также обработки измерительной информации;
  • кислородно-азотное производство;
  • 600 трансформаторных подстанций;
  • два аэродрома: «Крайний» и «Юбилейный»;
  • 470 км железнодорожных путей;
  • 1281 км автомобильных дорог;
  • 6610 км линий электропередачи;
  • 2784 км линий связи.

Проект строительства «Научно-исследовательского испытательного полигона № 5» (НИИП-5) был утвержден 2 июня 1955 года. Космодром Байконур создавался трудом сотен тысяч.

Столица космодрома Байконур — город Байконур начал строиться одновременно с возведением важнейших специальных объектов полигона с 1955 года, как поселок для испытателей. Генеральный план застройки города очень похож на планы других крупных военных городков того времени. Место расположения жилых домов, культурно-просветительных учреждений, спортивная и медицинская зоны обозначались, как «площадка № 10». Генеральным подрядчиком строительства полигона и города было определено 130-е управление инженерных работ, коллектив которого тогда возглавлял инженер-полковник Георгий Максимович Шубников, в последующем ставший генерал-майором инженерно-технической службы

Административный центр космодрома, г. Байконур, претерпел несколько названий: пос. Заря, Звездоград (перед приездом генерала Шарля де Голля), пос. Ленинский, город Ленинск и с 1995 г. официально — город Байконур.

За время своего существования космодром был награжден тремя орденами:

  • Орденом Ленина
  • Орденом Октябрьской революции
  • Орденом Красной Звезды

Нужен ли России Байконур?

65 лет назад, 12 февраля 1955 года правительство СССР приняло решение о создании космодрома Байконур. Сказано – сделано.

Он существует до сих пор, но будущее Байконура вызывает много воп­росов как у коренных жителей, так и у тех, кто посвятил ему всю жизнь.

Космодром Байконур, городом-спутником которого стал Ленинск (ныне переименованный в тот же Байконур), первый и крупнейший (площадь 6717 км2) в мире, расположенный на территории Казахстана недалеко от поселка Тюра-Там (берег реки Сырдарьи). Он создан как полигон для испытаний межконтинентальных баллистических ракет с дальнейшей целью запусков искусственных спутников Земли, в том числе и пилотируемых.

Читайте также:  Формировка винограда по Мозеру

Все успехи отечественной космонавтики связаны с ним. Это один из трех космодромов планеты наряду с космодромами на мысе Канаверал (США) и Цзюцюань (Китай), предназначенных для запуска аппаратов с космонавтами на борту.

В прошедшем 2019 году с Байконура было осуществлено 13 космических стартов по программе Международной космической станции, программе коммерческих пусков и запусков в интересах Министерства обороны РФ. Впервые за 16 лет Россия завершает год без аварийных космических запусков.

КУСОЧЕК РОССИИ В СТЕПЯХ КАЗАХСТАНА

А теперь взгляд на Байконур изнутри, без официоза.

Игорь Моисеев родился в Байконуре в 1960 году, окончил МАИ, основную часть своей жизни отдал космодрому. После развала Союза перебрался в Россию, но до сих пор по своей специальности регулярно бывает на космодроме. Патриот своего города, видевший не по телевизору запуски множества космических кораблей, делится своими мыслями о сегодняшнем дне и будущем нашей главной космической гавани:

– Проблемы тянутся еще с 1991 года: на территории сопредельного государства остались интересы России. Байконур взят в аренду у Казахстана до 2050 года за немалые деньги. Ежегодно в кассу Казахстана ложится более 100 миллионов долларов арендной платы. И кроме этого, все, что связано с содержанием Байконура вместе с городским хозяйством, финансирует Россия. А это уже около 200 миллионов в год.

При этом Россия сделала поблажки, многие вещи были изменены в пользу Казахстана. Например, из режимного Байконур стал практически открытым городом, въезд к родственникам стал беспрепятственным. Это привело к тому, что 80% населения Байконура не имеет никакого отношения к космическим исследованиям, но содержится за российский счет.

Напрашивается вопрос: чем занимаются 80% некосмонавтов? На Байконуре нет фабрик, заводов и других производственных мощностей. Почти все эти люди торгуют на рынках, многие таксуют (кстати, из одного конца города в другой можно проехать за 50 рублей, а город немаленький, не меньше подмосковных Мытищ), очень серьезная конкуренция у дворников. Людей можно понять: кругом голая степь, а тут цивилизация. Все ниши, которые возможны в городе, они заняли.

Если говорить в целом о социальных благах (свет, газ, вода и прочее), то в этом плане город в полном порядке. Удивляет, правда, стоимость этих коммунальных услуг. Получается довольно недешево. Начнем с того, что на Байконуре сейчас двоевластие, тут все российско-казахское, одно дублирует другое, начиная от полиции и городской администрации и заканчивая деньгами: рубли в ходу наравне с казахскими тенге. С российским или казахстанским гражданством та же ситуация. В общем, два хозяина в городе. А это всегда плохо. В соседних с Байконуром казахских городах коммунальные услуги стоят куда скромнее.

Сами жилые дома представляют грустное зрелище. Внешне все красиво, у каждого дома работают по два дворника, но стоит войти в подъезд – сказка заканчивается. Если нет домофона за счет жильцов, то нет входных дверей и даже двух – трех первых ступеней. Полно забытых богом домов и подъездов.

А вот межнациональной неприязни нет! Никогда казах не скажет русскому: «Забирай свой березка, езжай свой Россия!» Они этого наелись еще в 90-е.

Ну и главный вопрос: что будет с Байконуром завтра? То, что делается сейчас на космодроме Восточный, даст России возможность уйти из Казахстана. Когда дальневосточный космодром возьмет на себя запуски пилотируемых кораблей, роль Байконура будет сведена к нулю.

Возьмем, к примеру, стартовую площадку №2. Это легендарная «двойка», Гагаринский старт, откуда уходил в космос не только Юрий Алексеевич, но и многие другие космонавты. Сейчас объявлено, что «двойка» закрывается на реконструкцию. А это означает, что стартовая площадка будет законсервирована, и я не вижу вариантов ее восстановления. Средства вкладывать туда уже не будут. Пилотируемые полеты перенесут на площадку №31, откуда раньше выводились на орбиту лишь беспилотные «грузовики».

Поэтому у города Байконура перспективы нет. Казахстан намеревался развернуть космическую программу «Байтерек». Там понимают, что на их территории расположен мощнейший оплот науки и техники и на этих дрожжах неплохо бы стать космической державой. Так решили в тогдашней столице Алма-Ате, но когда поняли, каких денег это будет стоить, стремление в космос сразу улеглось. Таких денег у Казахстана нет. Или есть, но жалко.

На площадке №251 существует огромная взлетно-посадочная полоса, на которую садился наш знаменитый «Буран». Сейчас на нее садятся самолеты. С каждого прилета российского спецборта Казахстан имеет свой коммерческий интерес поверх арендной платы за космодром, поскольку существует понятие воздушного пространства. Полоса ваша, а все сверху – наше.

Россия начала считать деньги. Уже много лет мы платим сотни и сотни миллионов долларов. Но когда за эти деньги тебе еще начинают выносить мозг, это напрягает. Например, застрахованы ли все ваши запуски? И как только случается авария, Казахстан включает полный счетчик. Вы, дескать, загрязняете нашу территорию. То есть хочется и рыбку съесть, и посидеть в удобном кресле. Нужно ли это России?

Могу сказать, что вдохновенный Байконур прошлого и прагматичный Байконур сегодняшний – это две разные планеты.

А РАНЬШЕ-ТО КАК?

Сейчас уже не секрет, что во времена СССР, когда наша страна только начинала прокладывать дорогу в космос, подавляющее большинство населения Байконура, тогдашнего Ленинска, составляли офицеры Советской армии и члены их семей. Уже прошли времена первых палаток и деревянных бараков в голой степи, на их месте вырос вполне современный и благоустроенный по тем меркам город, который жил своей четко регламентированной военным уставом и требованиями сохранения государственной тайны жизнью – город-то был сверхсекретный.

Но это воспринималось как данность. Дети ходили в школу, их мамы – на работу (кстати, работы хватало всем при хорошей зарплате), а папы служили стране и космосу. И что самое главное – никто не оставался без крыши над головой. Одинокие молодые выпускники военных училищ жили в офицерских общежитиях, семейные офицеры – в благоустроенных квартирах, иногородние студенты, а их было немало, вели веселую жизнь в студенческих общежитиях.

Но проходили годы, а вместе с ними наступало время демобилизации из армии. Не на всю же жизнь оставаться в Байконуре. И офицерам было куда податься. Им не выдавали каких-то мифических сертификатов, им предлагали конкретные квартиры. Причем был выбор из нескольких вариантов. Самое простое – получить жилье в городе призыва в армию. Если это не устраивало, предлагалось что-то другое. Во времена СССР многие предпочитали города Украины. А что? Богатая и заевшаяся дотациями республика с прекрасным климатом, салом и горилкой. Что еще нужно, чтобы встретить старость? Из Байконура уезжали в Киев, Днепропетровск, Чернигов, Черкассы, Харьков… Со временем дожившие до сегодняшней ситуации на Украине горько пожалели о своем выборе.

Но в любом случае получается так: те, кто сейчас в Байконуре, тоскуют по России, а уехавшие оттуда со щемящей болью в душе вспоминают этот не очень ласковый, но дорогой сердцу город.

Читайте также:  Когда виноград обрезают на черную голову

Новости по теме Байконур

Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК опровергло информацию о том, что Казахстан якобы заплатит России

Союз ветеранов обратился к Президенту Касым-Жомарту Токаеву. Представители организации просят запретить испытания ракет на территории Казахстана

Российская ракета-носитель “Союз-2.1б” с 34 спутниками связи британской компании OneWeb стартовала с космодрома Байконур, сообщает Tengrinews.kz

Аким столичного района Байконыр Аскар Есилов подозревается в коррупции, передает Tengrinews.kz.

Глава государства Касым-Жомарт Токаев ратифицировал протокол о выводе из аренды части объектов космодрома Байконур, передает Tengrinews.kz.

Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аскар Жумагалиев подтвердил факт кражи кабелей на космодроме Байконур

“Байқоңыр” ғарыш айлағында “Бәйтерек” зымыран кешені экологияға еш әсер етпейді. Бұл туралы экология, геология және табиғи ресурстар

Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аскар Жумагалиев рассказал, какое топливо будут использовать на ракетах-носителях

Запуск космического ракетного комплекса “Байтерек” предполагает разделение финансирования между Казахстаном и Россией. Сколько средств и на

Во вторник, 12 ноября, в Нур-Султане начал свою работу Международный форум “Дни космоса в Казахстане: Байконур – колыбель мировой космонавтики”,

ҚР Парламент Мәжілісінің жалпы отырысында Байқоңырдағы Ресейдің иелігінен қайтарылатын жер аумақтары мен ондағы зымыран қалдықтары мәселесін

Россия выведет из аренды 11,6 тысячи гектаров земли, относящейся к комплексу “Байконур”, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Казахстан и Россия договорились о создании космического ракетного комплекса “Байтерек” на космодроме Байконур. В рамках соглашения часть объектов

Телезритель из города Байконур, подполковник и преподаватель пожарно-спасательного колледжа Андрей Ананин задал вопрос, на который не смогли

25 сентября в 19:58 по времени Нур-Султана с космодрома Байконур стартовал российский космический корабль “Союз МС-15”. На борту россиянин Олег

Пуск ракеты-носителя “Протон-М” с космодрома Байконур отложили по техническим причинам, передает Tengrinews.kz со ссылкой на РИА Новости.

Глава “Роскосмоса” Дмитрий Рогозин пригласил Турцию стать участником проекта по эксплуатации космодрома Байконур вместе с Россией и Казахстаном,

В России опубликовали рассекреченные документы, связанные с началом исследования Луны и роли космодрома Байконур в лунной гонке. Материалы размещены

Строящийся на космодроме Байконур ракетно-космический комплекс для запусков ракет-носителей среднего и полутяжелого классов “Союз-6” и

Казахстан перенес на следующий год начало финансирования проекта “Байтерек” по модернизации стартового комплекса на космодроме Байконур под

Байконур без России. Заинтересуется ли космодромом Илон Маск?

Россия постепенно сворачивает свою деятельность на легендарном Байконур и будет фокусироваться на запусках исключительно с космодрома «Восточный». До конца года Байконур может стать полностью гражданским. Сворачивается работа работающих на космодроме офицеров. Их заменят гражданские инженеры.

Уже несколько лет, как Байконур покидают высококлассные специалисты — в основном военные династии, которые когда-то создавали славу космодрома. Все эти годы с Байконура приходили данные о сокращении уровня оплаты работающих там специалистов и их массовом переезде.

Споры о безопасности

Причина сворачивания именно военного контингента в том, что в отличие от гражданского персонала им приходится платить дополнительные льготные выплаты. За последние три года число работников Байконура упало с 8,5 тыс. до 7 тыс. человек.

В настоящее время Россия осуществляет аренду Байконур за $115 млн в год вплоть до 2050 года. В июле 2013 года на космодроме произошло падение ракеты «Протон», после чего в Казахстане началась активная кампания против запусков с космодрома ракет с опасным гептилом. Экологи по всей стране выходили на акции протеста против пусков с Байконура, после чего казахстанские власти все-таки поставили вопрос о безопасности полетов с космодрома.

Впоследствии российская сторона заявила о принятом решении, что ракеты «Протон-М» больше не будут запускаться с казахстанского космодрома. Однако чуть позже запуски возобновились. Стоит отметить, что в истории Байконура был прецедент, когда казахстанская сторона запрещала пуски с космодрома. 6 июля 1999 года, после аварии российского военного спутника связи «Радуга», Казахстан временно запретил пуски с космодрома ракет космического назначения. Это противоречило двухстороннему договору об аренде космодрома Россией, и 15 июля 1999 года, после возмещения ущерба российской стороной, пуски возобновились.

Есть полноценная замена

Теперь же Россия уходит с космодрома сама, добровольно. Известно, что в 2020-2040 гг. с Байконура будут запускаться только автоматические космические аппараты на ракетах-носителях «Союз-2» и «Зенит». К тому же к 2030 году 90% космических запусков Россия будет проводить с собственных космодромов «Плесецк» и «Восточный». Доля Байконура упадет с 75% до 10%. Еще в 2017 году Россия вернула Казахстану почти 12 тыс. гектаров арендованной земли комплекса Байкону» вблизи поселков Акай и Торетам.

Москва свой уход с космодрома объясняет вполне рационально, а именно необходимостью сокращения трат на его использование, учитывая, что уже есть своя полноценная замена. Поэтому возникает естественный вопрос, сможет ли Казахстан без российских специалистов на должном уровне поддерживать инфраструктуру на космодроме? Нужно ли в принципе Казахстану развивать космонавтику, все-таки Казахстан не космическая держава и у нее нет особых интересов в космосе. Звучат предложения пригласить на космодром страны Европы или США.

Так или иначе, будущее Байконура остается под вопросом.

Илону Маску не интересно

Политолог Денис Кривошеев считает, что иметь стратегические объекты на территории иностранных государств достаточно проблематично. Тут и юрисдикция, и конфликты с местным населением, и слишком высокие расходы, а главное — всегда встает вопрос надежности, особенно если объект постоянно требует инноваций. С этим сталкиваются все крупные державы, имеющие военные и близкие к ним объекты вне собственной территории. По его словам, достаточно вспомнить Японию, американскую военную базу, вокруг которой вечный конфликт. Байконур не только военный объект, это стратегический центр космических интересов России. И сегодня его поддержание в строю обходится невероятно дорого, заметил Кривошеев.

«Мало того, что высоко транспортное плечо от основных инженерных центров, есть еще ежегодная аренда, ну и вечно недовольное запусками население. Строительство собственного космодрома при таких обстоятельствах — единственный разумный выход. Но и отпускать резко базу нельзя, так считают в Кремле. И не только из стратегических соображений, но и технических. Россия будет максимально оттягивать выход с Байконура, делая его поэтапным, для того, чтобы полностью использовать все имеющиеся ресурсы. Да и переезжать на новую «квартиру» — «Восточный — так проще. Не думаю, что Казахстану удастся использовать объект по назначению», — сказал политолог.

Он заметил, что для организации запусков не достаточно иметь стартовые площадки, нужны ракетоносители, предлагающие конкурентные цены, ведь на рынке услуг сегодня очень большое предложение. Использовать его для себя вообще не представляется возможным. У страны нет такой потребности в космосе. Пересдать его в аренду тоже будет проблематично.

«Не думаю что, например, Илону Маску интересно развивать бизнес в Казахстане. Он прекрасно осведомлен об инвестиционном климате в стране. У китайцев свой космический центр. Да и сам Байконур стремительно устаревает, для его реновации нужны серьезные инвестиции, на которые не готовы в Москве, а в Астане на это нет денег», — подчеркнул Кривошеев.

Содержать площадку накладно

Депутат казахстанского парламента Айкын Конуров заметил, что на сегодня Байконур является флагманом по запуску ракет и в ближайшее время, судя по всему, на постсоветском пространстве не найдется адекватной альтернативной стартовой площадки. Постепенный уход России с Байконура связан, скорее всего, с перенаправлением средств на раскрутку космодрома Восточный, а вкладываться в два проекта достаточно дорого. Поэтому российские власти намерены постепенно выходить с традиционной стартовой площадки на Байконуре, «заточенной» под старые ракетные комплексы типа «Протон» и «Союз».

«Содержать устаревшую площадку довольно накладно. Возможно Байконур станет совместной с Казахстаном площадкой для запуска, но все затраты со временем лягут на Астану. Привлечение сторонних участников проекта довольно проблематично. Довольно дорогая и проблемная логистика. Поэтому площадка может развиваться под патронажем казахстанского министерства оборонной и аэрокосмической промышленности с привлечением сторонних ракет-носителей поначалу, скорее всего, российского производства. Амбиции и возможности в этом плане у нас совпадают», — сказал Конуров.

Не космическая держава

Общественный деятель Айгуль Соловьева сказала, что постепенный уход России с Байконура — это нормально, несмотря на то, что РФ арендует «Байконур» вплоть до 2050 года. Для Казахстана в этом есть даже позитивные моменты — снизится ущерб от ракетных выбросов.

Читайте также:  Что сделать, чтобы виноград стал слаще

По ее словам, Россия сразу вряд ли прекратит взаимодействовать с Казахстаном по «Байконуру». Соловьева убеждена, что Астана сможет без российских специалистов на должном уровне поддерживать инфраструктуру на космодроме, поскольку налажены хорошие отношения с Францией в этой сфере. К тому же «Казкосмос» набрался опыта и у него амбициозные планы, которые соответствуют современным трендам мирового развития, в том числе и в области спутниковой связи и информационных систем.

«Безусловно, Казахстан — не космическая держава. Но в уходе России есть и плюсы, если рассматривать это через призму запуска ракет, наносящих экологический вред стране. Дальнейшая судьба Байконура видится в развитии инновационных технологий и сотрудничестве с разными странами, в том числе и с Россией, в области приоритетных направлений и исследований», — заключила она.

Форум байконурцев, мирян и всех россиян

информация, право, вести, обмен опытом и т.п.

  • Портал » Список форумовФорум побратимовКосмическая и авиационная тематика
  • Изменить размер шрифта
  • Версия для печати
  • Мобильный вид форума
  • FAQ
  • Регистрация
  • Вход

«Байконур» – космодром и город, будни и праздники…

«Байконур» – космодром и город, будни и праздники…

Сообщение №1 Baikoded » 07 фев 2012, 09:12

У космодрома и города Байконур достаточно длительная и содержательная история
А посему, кроме рутинной работы и трагедий, у байконурцев достаточно заслуженных праздников и юбилеев

В 2010 году поздравляли всех с 55-летием Байконура.

Космодром Байконур расположен на территории Республики Казахстан. Географические координаты космодрома – 46° северной широты и 63° восточной долготы. Он занимает территорию протяженностью около 70 на 100 км общей площадью 6717 км2.

В соответствии с Договором аренды комплекса «Байконур» между Российской Федерацией и Республикой Казахстан комплекс «Байконур» (космодром и г. Байконур) арендован Российской Федерацией на 20 лет. В целях обеспечения длительной перспективы эффективного использования космодрома Байконур по выполнению различных космических программ Президентами Российской Федерации и Республики Казахстан в январе 2004 года подписано Соглашение, продлевающее срок аренды до 2050 года.

Наземная космическая инфраструктура подготовки составных частей РКН и запуска КА включает:

12 пусковых установок (ПУ) стартовых комплексов (СК), в том числе 6 ПУ находятся в эксплуатации:
– СК РН «Союз-У», «Союз-ФГ» пл. 1, СК РН «Союз-У», «Союз-ФГ», «Союз-2.1а», «Союз-2.1б» пл. 31;
– ПУ-39 РН «Протон-М» пл. 200, РН «Протон-К», ПУ-24 РН «Протон-М» пл. 81;
– СК РН типа «Зенит» пл. 45;
– шахтная пусковая установка (ШПУ) ракеты РС-20Б пл. 109.
11 монтажно-испытательных корпусов, в которых размещено
39 технических комплексов для сборки, испытаний и предстартовой подготовки ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов.
2 заправочно-нейтрализационных станции, универсальная заправочная станция (УЗП) и техническая заправочная станция (ТЗП) для заправки космических аппаратов и разгонных блоков компонентами ракетных топлив и сжатыми газами.
Измерительный комплекс с вычислительным центром и кислородно-азотный завод суммарной производительностью до 200 тонн криогенных продуктов в сутки.

Обеспечивающая инфраструктура космодрома включает в себя развитую сеть энергоснабжения, в составе более 600 трансформаторных подстанций и 6000 км линий электропередач, два аэродрома первого класса, более 400 км железнодорожных путей и 1000 км автомобильных дорог, 2500 км линий связи.

Космодром Байконур является составной частью комплекса «Байконур», в состав которого входит его социально-культурный и административный центр – город Байконур. Инфраструктура города Байконура включает в себя более 300 жилых домов, 6 городских гостиниц, городскую больницу на 360 коек, две поликлиники соответственно на 470 и 480 посещений в день. В городе имеется целый ряд образовательных учреждений: филиал Московского авиационного института (МАИ), 14 общеобразовательных школ, техникум связи, медицинское училище, профессионально-техническое училище, ряд объектов спортивно-оздоровительного и культурного назначения и др.

По состоянию на 2011 год в г. Байконур зарегистрировано около 69 тыс. человек, из них около 40% – россияне, 57% – граждане Республики Казахстан и остальные – граждане других государств.

До 1994 года космодром Байконур полностью находился в ведении Министерства обороны Российской Федерации. Начиная с 1994 года, активное участие в обеспечение функционирования инфраструктуры космодрома и эксплуатации его объектов, а с октября 1998 г. – в непосредственной подготовке и осуществлении запусков космических аппаратов, принимает Федеральное космическое агентство.

С 1994 года в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 г. № 2005, от 17 декабря 1997 г. № 1312 и постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 августа 1994 г. № 996, от 27 мая 1998 г. № 514 Федеральному космическому агентству от Минобороны России поэтапно были переданы 87% всех объектов космодрома, городской администрации (объекты города Байконур, общекосмодромные системы водо- и энергоснабжения, внутрикосмодромные автодороги) – около 10%, Федеральному медико-биологическому агентству России (бывший военный госпиталь и другие объекты медицинской службы) – около 3%.

Эксплуатация принятых объектов поручена 6 головным предприятиям ракетно-космической промышленности (ФГУП «ЦЭНКИ», ОАО «РКК «Энергия», ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева», ОАО «ВПК «НПО машиностроения», ОАО «НПО ИТ», ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ «Прогресс»). Для этого ими сформированы гражданские эксплуатационные подразделения, численность которых составляет около 9 тыс. человек. Персоналом указанных подразделений в полном объеме выполняется весь комплекс эксплуатационных мероприятий по поддержанию принятых объектов в технически исправном состоянии и обеспечению их готовности к проведению плановых запусков космических аппаратов.

Использование космодрома Байконур Российской Федерацией объективно обусловлено в настоящее время отсутствием альтернативы ему в обеспечении потребности государства в космических геостационарных средствах связи, теле- и радиовещания, дистанционного зондирования Земли, а также – в выполнении пилотируемых программ и космических программ международного сотрудничества, которые на сегодняшний день могут осуществляться только с объектов космодрома Байконур.

Ссылка на основную публикацию