Метод ментора, или Воспитываем саженцы
ГЛАВА 9. МЕТОД МЕНТОРА И ЗНАЧЕНИЕ СТИМУЛЯТОРОВ
Нередко случается, что некоторые гибридные сеянцы, в особенности происшедшие от скрещивания цветов с деревьев, привитых на подвои диких или различных с привитым сортом видов (например, яблоня на парадизке, груша на айве и т. п.), дают корневую систему плохого строения, неспособную достаточно питать надземные части растения. Это становится заметным по несоответствующим общему виду растения слишком тонким побегам и мелкому размеру листовой пластины. В таких случаях для необходимой замены негодной корневой системы я употребляю в качестве «ментора» сильнорослый подвой двухлетнего возраста из сеянцев культурных сортов, выбранных по пригодности своих свойств к данному случаю, и окулирую его лучшими глазками гибридного сеянца или прививаю черенком за кору. В яблонях я считаю для роли ментора лучшим подвоем сеянцы Скрижапеля; в грушах — сеянцы Тонковетки; в сливах — сеянцы Очаковской и в вишнях и черешнях — сеянцы дикой черешни белой. Хотя от такой прививки молодой сеянец гибрида и изменяется благодаря влиянию подвоя, но изменение в данных случаях будет в лучшую сторону в сравнении с изменением, которое могло бы произойти, если бы сеянец остался на своих плохих корнях.
При недостаточном развитии в гибридном сеянце выносливости необходимо его подвергнуть повторному влиянию того из его производителей, который в скрещиваемой паре играл роль передатчика морозостойкости. Для этого черенки сеянца прививаются временно, года на два или на три, в крону этого производителя, служащего в таких случаях необходимым ментором усиления выносливости, как это имело место в новом сорте яблони Кандиль-китайка.
При ненормальном запоздании плодоношения в виде понудительного ментора нередко помогает копулировка в крону дерева гибридного сеянца нескольких черенков с плодовыми почками, взятых от какого-либо сорта, отличающегося обильной урожайностью. Например, в яблонях для такого ментора можно взять: Славянку, Таежное, Анис и т. п.; в грушах — Царскую, Бергамот и т. п. Такие прививки остаются на деревце лишь временно, года два, и затем вырезаются. Такое искусственное понуждение к плодоношению удается лишь у деревцов гибридов старшего, выше десятилетнего, возраста, но не у молодых сеянцев.
Здесь необходимо предупредить многих от ошибочного увлечения прививкой гибридными сеянцами в крону взрослых плодовых деревьев в надежде ускорить начало плодоношения нового семенного сорта. Прежде всего такой прием, как было сказано выше, действителен лишь при прививке старых, давно плодоносящих сортов, а не молодых, еще не вошедших в пору плодоношения гибридных сеянцев, начало плодоношения которых таким приемом не ускоряется, а, напротив, задерживается. Затем, новый сорт сеянца в большинстве случаев от такой прививки в значительной степени теряет свои лучшие качества и иногда даже сильно дичает. Это резко становится заметным на другой год после прививки из сравнения сложения побега от прививки с побегами сеянца, оставшегося на своих корнях. Такое дегенеративное явление происходит, во-первых, от влияния самого прививочного процесса, перенесения молодым сеянцем операции, непривычной ( В первом издании вместо «непривычной» было «болезненной». – Ред. ) для него, и затем сращения черенка с подвоем как своего рода страдания от нарушения существенно важных жизненных функций организма растения, а во-вторых, от резкого влияния подвоя как старого сорта с большой индивидуальной силой воздействия на молодой организм сеянца. Последнее обстоятельство вносит значительную пертурбацию в его строение вследствие вступления в число признаков гибрида еще признаков и подвоя, в результате чего получается уже вегетативный гибрид.
Из сказанного выше казалось бы очевидным, что все обычные способы, применяемые для сокращения слишком долгого периода времени у гибридных сеянцев плодовых деревьев от прорастания семян до начала плодоношения, не достигают цели. Но с таким положением дела трудно помириться. Жизнь каждого человека так коротка, что он, вступая в возмужалый возраст и затратив еще два или три десятка лет на основательное изучение законов жизни растений, едва успевает в течение второй половины своей жизни сознательно воспитать две, много три генерации сеянцев до их плодоношения. Но этого слишком недостаточно для проверочных опытов с целью выяснения многих вопросов и загадок в деле выведения новых сортов плодовых растений. Так вот в поисках выхода из такого положения я натолкнулся в 1924 г. на следующий поразительный результат применения поливки всходов миндаля Посредник 0,02-процентным (по весу) раствором в воде марганцевокислого калия (КМnO4) как энергичного стимулятора роста для семян некоторых видов растений. Результат такой поливки превзошел всякие ожидания. Здесь прежде всего нужно сказать, что сеянцы этого сорта миндаля обычно вырастают в первый год на нашей почве высотою в 50 см и в течение следующих пяти лет вырастают до 180 см и только на шестой год приносят первые плоды. В данном же случае сеянцы в числе четырех экземпляров выросли в один первый год до высоты 180 см и заготовили цветочные почки, а на второй — цвели и принесли плоды.
Этот чудовищный прыжок роста произвел марганец своим влиянием как химический катализатор, чрезвычайно ускоривший процесс не только роста миндаля, но перенесший на второй год свое влияние, выразившееся в строении косточек созревших плодов, створки которых раскрылись еще на ветвях и зерна проросли. Кроме того, замечалось уменьшение размеров плодов и листовых пластин, что вероятно было следствием слишком быстрого роста и недостаточного извлечения питательных веществ из почвы.
И хотя на сеянцы семечковых видов растений (яблонь, груш, айвы, рябины и т. п.) поливка таким же раствором марганца не оказала никакого влияния, тем не менее описанный факт дает нам полное основание надеяться, что в недалеком будущем мы найдем подходящие составы для ускорения роста и других плодовых растений.
Также подставкой ментора мне удавалось при первых годах плодоношения нового сорта отчасти исправить различные дефекты в качествах плодов. Так, например, от скрещивания перворазрядного американского зимнего сорта Бельфлер желтый с нашей садовой китайкой произошел новый с прекрасными вкусовыми качествами крупных плодов сорт, названный мною Бельфлер-китайка. Первые плоды его созрели во второй половине августа и сохранились в свежем состоянии лишь до половины сентября. Такое раннее созревание являлось, конечно, большим недостатком нового сорта, и его требовалось устранить. Для этого было применено в качестве ментора повторное влияние материнского сорта прививкой нескольких черенков американского [сорта] Бельфлера [желтого] в крону дерева нового гибридного сорта. Со следующего же плодоношения созревание плодов начало постепенно становиться более поздним, пока не достигло в зимней лежке января.
5. Шестимесячный прививок лимона на груше (с более крупными листьями лимон).
Роль ментора как передатчика красящего пигмента обнаруживается в упоминавшемся уже случае с размножением прививкой нового сорта вишни Краса севера, получившей окраску своих плодов от прививки на сеянцы красной вишни. Но такая передача красящего пигмента принимается не всяким сортом гибрида. Пример этому дает прививка двух зеленолистных гибридов яблони на один и тот же подвой краснолистной яблони Недзвецкого, причем на плодах одного из них окраска передалась, между тем как на плодах другого сорта не было и следа передачи окраски. Хорошо и многосторонне проявил свое влияние описанный выше ментор в гибриде черемухи с вишней 19 .
Облагораживающее влияние ментора проявилось в перепрививке гибридного сеянца груши Деканки зимней, десятилетнее дерево которого при всех хороших признаках имело большое количество длинных колючек и очень тугой рост. При копулировке черенками этого гибрида в крону пятилетнего привитого деревца груши Бере зимней Мичурина половина мощных побегов от привитых черенков была совершенно без колючек, на другой же половине всего числа прививок хотя и редко, но были колючки.
Таким образом является возможность размножать новый сорт лишь с более лучших побегов без колючек.
Ментором передаются, конечно, не все признаки его строения, а в большинстве лишь единичные какие-либо из них. Так, например, в одном случае прививки миндаля Посредник на особый сорт сливы получались тучно развивающиеся побеги, но сращение таких побегов миндаля со сливой было настолько непрочным, что в конце лета каждый побег легко отделялся от подвоя. Если же мы брали в течение того же лета для прививки глазки с подобных тучных побегов миндаля и делали окулировку на сливу, то хотя развивающиеся на другой год побеги от этой окулировки и не имели особенно тучного развития, но зато сращение привитого миндаля со сливой было превосходно. Здесь мы видим влияние сливового подвоя через окулировки первого года на прививку второго года.
И, наконец, глубоко интересный и в высшей степени ценный опыт поставлен в нашем питомнике моим ближайшим помощником П. Н. Яковлевым.
В этом опыте в качестве ментора привиты лимоны на грушу: один 5 июня, а другой 25 октября 1926 г. Здесь мы имеем возможность наблюдать обоюдное влияние друг на друга двух совершенно различных растений не только по видам и родам, но даже принадлежащих к двум разным семействам, — одно из них однолетние сеянцы вечно зеленого субтропического растения лимона (Citrus Limonium Risso), родом из Средней Азии, другое — однолетний гибридный сеянец груши Бере зимняя Мичурина. То и другое очевидно лишь при молодости и отсутствии привычных условий среды нашли возможность удовлетвориться таким симбиозом. Уже на первых порах лимон как вечнозеленое растение, конечно, не только не лишился листьев с наступлением зимы, но и коррелятивно, через влияние на корневую систему подвоя, воспрепятствовал груше остановить рост и сбросить листья, между тем как рядом в том же помещении одновременно высаженные другие такие же гибридные сеянцы груши своевременно освободились от листвы.
Само собой разумеется, что мы нисколько не предполагаем разводить лимоны привитыми на грушах, мы только хотим этим опытом увидеть и изучить вегетативное влияние на строение обоих растений, по существу так далеких между собой.
Для дальнейших более разносторонних наблюдений мы оставляем рядом расти как грушу, так и лимон. По прошествии двух лет концы побегов груши и лимона мы отвели на свои корни и воспитываем их так же, как и маточный экземпляр, до плодоношения. В дальнейшем будут видны последствия такого симбиоза. Пока можно надеяться на передачу лимоном груше свойственного ему аромата и более долгого сохранения плодов в свежем состоянии в зимнее время, а лимон должен бы приобрести большую выносливость к низким температурам.
Конечно, как и во всяких опытах, в применении ментора случаются и полнейшие неудачи. Так, гибрид Антоновки с Кальвилем белым зимним дал хорошие по вкусу средней величины плоды, но они так слабо держались на дереве, что при небольшом ветре ежегодно все опадали, достигнув лишь половины своей нормальной величины. Этот во много раз усиленный недостаток Кальвиля белого зимнего не поддался исправлению при помощи примененных мною различных менторов, и гибрид пришлось оставить за бортом.
Встречаются случаи и отрицательного влияния менторов, как, например, было с подставкой в роли ментора нескольких черенков груши Маликовки или Молдавской красной на взрослое дерево нового сорта груши Бергамот Новик с целью увеличить урожайность последнего. Здесь результаты действия ментора получились довольно неожиданные. Так, урожайность Новика действительно сильно увеличилась, но величина плодов уменьшилась вдвое, созревание замедлилось на полмесяца. Вместе с тем сам ментор — ветви от привитых черенков груши Молдавской красной — в первые годы плодоношения дал плоды вдвое большей величины, чем они обычно бывают, что в последующие годы постепенно исчезло. Следовательно, здесь ментор принес один лишь вред.
Метод ментора, или Воспитываем саженцы
Вегетативная гибридизация и метод ментора
Среди различных методов выведения новых сортов винограда особое место должно быть отведено вегетативной гибридизации и методу ментора (воспитателя), основанному на глубоком взаимодействии привоя и подвоя.
Учение о менторе и вегетативной гибридизации как методах, способствующих созданию новых хозяйственно ценных сортов с заранее заданными свойствами, разработано И. В. Мичуриным. Вегетативные гибриды принципиально не отличаются от гибридов, получаемых половым путем, так как любой признак можно передавать от одного растения другому при помощи прививки так же, как и при половой гибридизации.
Акад. Т. Д. Лысенко, развивая учение И. В. Мичурина о методе ментора и вегетативного сближения, показал, что в результате взаимной ассимиляции (усвоения) и обмена веществ, вырабатываемых подвоем и привоем, происходит образование новых форм растений.
Степень изменчивости находится в прямой зависимости от возраста воспитываемого растения, его способности к изменениям (пластичности), продолжительности взаимного влияния растения-ментора и воспитываемого растения.
Ближайший ученик И. В. Мичурина, акад. П. Н. Яковлев, на основании опытных данных доказал, что степень изменчивости молодого воспитываемого растения будет тем больше, чем больше величина листового аппарата у растения-воспитателя (ментора) по сравнению с воспитываемым растением. Чем моложе прививаемое растение и чем меньше листовая его поверхность, тем сильнее воздействие на него ментора.
При применении ментора к воспитываемым растениям винограда проводят следующие прививки.
1. Прививку гибридного сеянца на старый куст винограда с полным удалением его надземной части (корневой ментор) для усиления роста слаборослого сеянца и др.
2. Прививку гибридного сеянца в рукава (крону) старого сорта с оставлением всей листовой массы куста для наиболее сильного влияния подвоя на привой. Для еще большего влияния ментора на воспитываемый сеянец с растущей лозы привитого черенка удаляют часть листьев по мере их развития, оставляя несколько верхушечных достаточно развитых молодых листочков * . Таким путем можно изменить продолжительность вегетации и зимостойкость растений, устойчивость против болезней, размер и качество плодов, срок их созревания и другие свойства.
* ( Удаление листьев на привитом черенке в течение всего вегетационного периода может привести к ослаблению роста, слабому вызреванию лозы и недоразвитию почек.)
3. Прививку черенка старого сорта на гибридный сеянец с различным соотношением листовой поверхности, оставляемой у привоя и подвоя, применяют для более тонкой “отделки” хозяйственно-ценных свойств гибридного растения.
В виноградарстве известно много различных способов прививки глазком и черенком, проводимых в разное время года. Наиболее сильное влияние ментора можно получить при прививке проросшего семени в момент сбрасывания их семенной кожуры. В этом случае особенно необходимо сделать правильный выбор растения-воспитателя, так как неправильный выбор обязательно приводит к неудаче.
Прививку сеянцев в семядольном состоянии проводят на травянистые побеги сбоку, делая разрез побега до узла, или в верхушку травянистого побега.
Воспитание сеянцев винограда на менторе сводится к усвоению сеянцем (привоем) питательных веществ, которые берутся корнями подвоя из почвы и вырабатываются его листьями. Тело сеянца в сущности строится за счет веществ, вырабатываемых подвоем, что неизменно приводит к перестройке воспитываемого сеянца и приобретению им новых свойств по воле селекционера. В случае применения в качестве ментора старых сортов влияние прививки должно быть более сильным.
Методы И.В.Мичурина:
-прививки
-метод ментора
-воспитание гибридных сеянцев.
Нужно привести примеры к этим методам
- Попроси больше объяснений
- Следить
- Отметить нарушение
MarinКа 23.12.2015
Что ты хочешь узнать?
Ответ
Иван Владимирович Мичурин (1855–1935) – выдающийся селекционер-практик, автор 300 сортов плодово-ягодных культур. В начале своей деятельности И. В. Мичурин занимался акклиматизацией по методу Грелля, прививая в крону выносливых и холодоустойчивых сортов южные cорта с целью добиться их приспособления к новым условиям. Но изменить генотип южных сортов подобным методом было невозможно. Мичурин убедился в этом, испытав около 200 иностранных сортов: через 35 лет из них не осталось ни одного дерева, хотя Мичурин жил и работал в условиях относительно мягкого климата Черноземной зоны России (г. Козловск, ныне Мичуринск, Тамбовской губернии) .
Убедившись в бесплодности попыток простой акклиматизации, И. В. Мичурин приступил к разработке новых методов селекции, основанных на гибридизации, отборе и воспитании (воздействие условиями среды на развивающиеся гибриды) . При их реализации он использовал разнообразные подходы (многие – впервые в мировой селекционной практике) , важнейшие из которых следующие.
Биологически отдаленная гибридизация – скрещивание представителей разных видов для получения сортов с нужными свойствами или скрещивание представителей разных родов. Так, например, Мичурин скрестил вишню Владимирскую с черешней Винклера белой. При дальнейшей работе с гибридами им был выведен сорт вишни Краса севера, обладавший хорошими вкусовыми качествами и зимостойкостью. При скрещивании вишни с черемухой Мичурин получил гибрид, названный церападусом. Им были также получены гибриды ежевики и малины, сливы и терна, рябины и сибирского боярышника и др.
Географически отдаленная гибридизация – скрещивание представителей контрастных природных зон и географически отдаленных регионов с целью привить гибриду нужные качества. Например, известный сорт груши Бере зимняя Мичурина был получен в результате гибридизации дикой уссурийской груши и южного французского сорта Бере-рояль.
Метод ментора – один из методов «воспитания» гибридов, разработанных И. В. Мичуриным. Он основан на том, что признаки развивающегося гибрида изменяются под влиянием привоя или подвоя. Мичурин применял этот метод в двух вариантах. В первом случае гибридный сеянец служил привоем, и его прививали на взрослое плодоносящее растение (подвой) , свойства которого желательно было получить у гибрида. Во втором случае в крону молодого гибридного сеянца (подвоя) прививали черенок сорта, признаки которого хотели бы получить у гибрида.
Этот метод был применен Мичуриным, например, при создании сорта яблони Бельфлёр-китайка. В первый год плодоношения гибридов оказалось, что плоды у них мелкие и кислые. Чтобы направить дальнейшее развитие гибрида в нужную сторону, в крону молодых деревьев были привиты черенки Бельфлёра. Под влиянием черенков плоды гибрида стали приобретать вкусовые качества Бельфлёра.
Влияние ментора следует рассматривать как изменение доминирования в процессе развития гибрида. В данном случае ментор способствовал фенотипическому проявлению (доминированию) генов, полученных от сорта Бельфлёр, не меняя при этом генотипа гибрида.
Метод посредника был применен Мичуриным при отдаленной гибридизации. Он состоит в использовании дикого вида в качестве посредника для преодоления нескрещиваемости. Скрещивая дикий Монгольский миндаль с диким персиком Давида, Мичурин получил миндаль Посредник, который он в дальнейшем использовал для скрещивания с культурным персиком. Полученный им гибридный персик приобрел зимостойкость, благодаря чему был продвинут на север.
Смешение пыльцы применялось Мичуриным для преодоления межвидовой нескрещиваемости (несовместимости) . Суть метода заключалась в том, что при опылении смесью собственной пыльцы и пыльцы другого вида собственная пыльца раздражала рыльце пестика, и оно воспринимало чужую пыльцу.
Воздействие условиями среды. При «воспитании» молодых гибридов Мичурин использовал изменения способов хранения семян, характера питания и свойств почвы, воздействие низкими температурами, применял частые пересадки. В результат
Воспитание гибридов с помощью ментора
Как метод воспитания у молодых гибридных сеянцев недостающих им положительных качеств и устранения нежелательных отрицательных свойств, огромное эначение приобретает вегетативное сближение.
Исходя из взаимовлияния гквоя и привоя, И. В. Мичурин предложил для практики весьма важный прием, позволяющий исправлять существующие недостатки у молодых гибридных сеянцев, создавать картофель с определенными, заранее предусмотренными признаками. Этот метод назван И. В. Мичуриным методом ментора или воспитателя. Мичурин доказал, что если в крону молодого гибридного сеянца, не вступившего еще в пору плодоношения, привить черенок от старого устойчивого сорта, то такой черенок будет влиять на молодой гибридный сеянец, изменяя его в Определенном направлении.
Мичуринский метод ментора (воспитателя) дает возможность планомерно работать над созданием новых растительных форм, ставить определенную задачу и уверенно добиваться намеченных результатов, позволяет как бы лепить новые организмы по своей воле и желанию.
Метод ментора широко был использован нами для придания недостающих свойств лучшим гибридным сеянцам. Для этой цели было взято 10 высокоурожайных сеянцев межвидовых гибридов. Все они обладают рядом очень ценных хозяйственных качеств, выделивших эти сеянцы в сравнении со стандартами. Однако некоторые из них имеют отдельные существенные недостатки.
При этом изменялись окраска клубной, урожайность, крахмалистость, устойчивость к болезням, в частности, картофель из придаточных почек оказывались болео стойкими к вырождению и т, д.
По данным И. Е. Глущенко, крахмалистость клубней от растений из адвентивных почек была выше на 1
3,6% по сравнен ню с контрольными. Это находится в соответствии с характером распределения крахмала по слоям клубня. бблыпмм его количеством в более глубоко лежа щей ткани, в районе камбиального кольца, чем в первых периферических слоях, Следовательно, адвентивные почки образуются в тканях клубня, более богатых крахмалом. Повышение крахмалистости клубней закреплялось в вегетативных потомствах.
Большие исследования, проведенные во Всесоюзном институте растениеводства М. А. Сизовой, также свидетельствуют о значительных изменениях у растений, выросших из адвентивных почек, сравнительно с контрольными.
Таким образом, способ вызывания придаточных почек может быть ценным дополнением к существующим методам, применяемым в селекции картофеля.
Исходя из большого разнообразия растений в пределах семьи и даже одного сорта, необходимо на всех этапах селекционной работы применять отбор тех растений картофель, которые в наибольшей степени отвечают предъявляемым требованиям.
Как уже отмечалось, в первом гибридном поколении при гибридизации с дикими видами обычно невозможна отобрать растения с полным комплексом хозяйственных качеств. Следовательно, и этом случае необходимо для дальнейшей селекционной работы отобрать такие сеянцы, которые имеют наибольшее количество положительных признаков и наименьшее отрицательных, Особое внимание должно быть уделено отбору сеянцев, обладающих в числе положительных признаков тем свойством, которое составляет основную цель селекции. Так, например, при выведении фитофтороустойчивых сортов, уже в первом поколении необходимо отбирдть сеянцы, которые, наряду с наименьшим количеством отрицательных признаков, имеют высокую степень устойчивости к фитофторе и т. д. Отобранные сеянцы вовлекаются в дальнейшую работу с обязательным последующим отбором.
Тщательный отбор лучших растений проводят во всех питомниках не только среди сеянцев, но и в клубневых репродукциях. Направленное воспитание и многократный отбор во всех селекционных питомниках обязательны любой селекционной работе по картофелю.
В дальнейшем отбор продолжают и в семеноводческой работе п целях поддержания и улучшении породных качеств сорта.
Приживаемость саженцев – маленькие хитрости от специалиста-садовода
Добавление статьи в новую подборку
Если вы приобретаете молодые растения с открытой корневой системой, наверняка сталкивались с проблемой их неважной приживаемости на новом месте. Разумеется, у каждой садовой культуры свои требования к почве, размерам посадочной ямы, срокам посадки и удобрениям.
Однако есть и общие правила и нюансы, знание которых поможет вам “справиться” с любым саженцем, купленным в садовом магазине или питомнике. О них сегодня расскажет профессионал и опытный садовод с большим стажем – Михаил Качалкин.
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора материала.
Как правило, и садоводы, и владельцы садовых центров практикуют такую схему: приобретают относительно дешевые растения с открытой корневой системой (ОКС), затем высаживают их в контейнер, а уже потом, после распускания листьев, продают их. Кажется, что это удобно как покупателям, так и продавцам: первые полагают, что в контейнере с листьями живое растение, а продавец, выдавая такое растение за выращенное в горшке, еще и хорошо на этом зарабатывает.
Но такая схема только вредит растениям. После покупки таких псевдо-контейнерных саженцев садовод пытается пересадить их на постоянное место. Но растение только-только начало приживаться в горшке, а вы неизбежно при пересадке оборвете все молодые корешки! Таким образом, лучше приобрести растение с открытыми корнями и сразу высадить на постоянное место.
Для хорошей приживаемости следует приобретать саженцы без следов сморщивания коры и в дальнейшем не допускать подсушивания растения. Необходимо аккуратно завернуть его корни во влажную тряпку и поместить в полиэтиленовый пакет. В таком виде можно транспортировать или хранить растения в течение суток.
Транспортировка на багажнике наверху легковой машины, даже если корни укрыты, неприемлема. Сильный ветер высушит вам саженцы буквально за полчаса. Приехав на участок, сразу распакуйте растения. Очень полезно на полсуток замочить саженцы целиком в воде или хотя бы временно прикопать их корни в земле. Замачивание в воде крайне важно для культур, которые плохо приживаются (слива, черешня, абрикос, груша) – для яблони, как правило, такой проблемы нет.
Для владельцев садовых центров важно, чтобы растения не пропали и сразу тронулись в рост. Рекомендуем, кроме замачивания с небольшой добавкой мочевины – 2 г на 10 л воды – поместить горшки с растениями в пленочную теплицу на одну-две недели (теплая и влажная атмосфера). Также в воду для замачивания можно добавить комплексные удобрения – Нутрисол, Кристалин, Растворин и т.п.
В литературе по садоводству многие авторы рекомендуют добавлять в воду или опудривать корни проблемных саженцев Корневином, Герероауксином и другими аналогичными препаратами. Я считаю, что эта рекомендация ошибочна. Такие препараты, наоборот, задерживают регенерацию корневой системы – это мнение квалифицированных специалистов, которые специально занимались этим вопросом.
При посадке помните, что обязательно необходимо подрезать кончики корней так, чтобы они свободно поместились в посадочную ямку. В случае если вы высаживаете растение в горшок, обязательно подрезайте корни под размер горшка. Конечно, размер должен быть разумным – не запихивайте растения в слишком маленькую емкость. Иногда в садовых центрах можно наблюдать саженцы в контейнерах, из которых по краям горшка вверх торчат корни! Такая посадка – это позор для агронома и хозяина садового центра.
Перед посадкой обязательно обмакните корни в глиняную болтушку, которая должна быть консистенцией, как густая сметана. Такая обработка поспособствует хорошей приживаемости.
Важно после посадки также хорошо уплотнить почву, чтобы был контакт корней с землей. Это резко улучшит приживаемость всех культур.
В дальнейшем, поливая саженцы, старайтесь сбрызгивать и ветки. Иногда растения, которые долго не открывают почки, необходимо опрыскать раствором мочевины (неполная 1 ст.л. на ведро воды). В особенно тяжелых случаях раскрывание листьев происходит только в середине лета.
И, пожалуй, последнее: учтите, что растения на клоновых подвоях приживаются намного лучше, чем классические саженцы, выращенные на сеянцах. Так что не экономьте на этом!
А как у вас обстоят дела на участке с приживаемостью саженцев? Согласны ли вы с мнением автора или можете что-нибудь посоветовать читателям из собственного опыта?
Метод ментора, или Воспитываем саженцы
Прививкой , или трансплантацией 1 , называют пересадку части живого растения, снабженного (у высших растений) почкой или почками, на другое растение, с которым первое срастается. Пересаживаемое растение называют привоем , а то, на которое пересаживают (прививают), подвоем или дичком 2 . Прививка возможна не только у высших, но и у низших талломных растений. У привитых высших растений привой не образует собственных корней, а получает воду и неорганические соли из корней подвоя, последний же получает из привоя органические вещества.
Размножение прививкой (“облагораживание”) применяется главным образом у плодовых деревьев, которые с трудом дают придаточные корни и не могут разводиться черенками и отводками, а при размножении семенами, будучи сложными гибридами, расщепляются и не воспроизводят сорта материнского растения. Иногда прививка производится с целью заполнить в дереве голые места, где обломлены суки, или для спасения частично поврежденного в нижней части дерева и т. п.
Практика выработала свыше сотни самых разнообразных способов прививки.
При обычных способах прививки с привоя срезают небольшой побег с несколькими почками – черенок – или одну почку с кусочком коры и обычно древесины – глазок – и пересаживают на подвой.
У древесных растений на черенки режут обычно однолетние ветви поздней осенью или в конце зимы, сохраняют в холодном месте и прививают ранней весной, когда почки черенка почти не тронулись в рост или тронулись меньше, чем почки подвоя. Прививка травянистыми черенками производится и летом.
Копулировкой 3 называют сращение черенка с подвоем, имеющим одинаковую с ним толщину. Тот и другой срезаются наискось, так, чтобы плоскости среза их совпадали, прикладываются плотно друг к другу, связываются и иногда обмазываются особым садовым варом (рис. 251, 1). Особенно нужно заботиться о совпадении камбиев. Для большей прочности соединения и лучшего сращения часто делают различные вырезы на подвое и соответствующие им вырезы на привое – так называемая прививка с “язычками” и т. п.
Когда подвой толще привоя, что бывает наиболее часто, делают прививку вприкладку (рис. 251, 2), за кору в расщеп в различных вариантах (рис. 251, 3).
При прививке черенками тоже сказывается явление полярности растений: сращивать нужно разноименные концы подвоя и привоя, т. е. морфологически верхний конец подвоя с морфологически нижним концом привоя; при обратном соединении сращение или не произойдет, или оно будет плохое и уродливое.
Окулировкой 4 называют пересадку почки (глазка) привоя под кору подвоя, на которой делается Т-образный надрез (рис. 252). Глазки берут обычно с сильных побегов из середины их вместе с кусочками коры, лучше и с древесиной, иначе проводящий пучок глазка часто обрывается далеко в глубине его, и глазок не приживается. Чаще всего окулировка применяется в конце лета покоящимися почками, образовавшимися в текущем году, которые разовьются в будущем году. В год окулировки происходит только срастание глазка с подвоем; расти же он начинает на следующий год, после чего подвой над ним срезают.
Рис. 251. Различные способы прививки:
1 – обыкновенная копулировка; 2 – прививка вприкладку; 3 – прививка в расщеп.
Рис. 252. Окулировка.
В плодоводстве окулировка – наиболее распространенный способ прививки. В питомниках, где выращивают, размножают и воспитывают посадочный материал для садов, не менее 90-95% плодовых деревьев прививают окулировкой: она требует меньше прививочного материала, проще по технике выполнения и быстроте работы, рана при окулировке меньше, чем при других способах прививки, сращение привоя с подвоем происходит быстрее и т. д.
Большое значение имеют при прививках индивидуальные особенности материнского растения, а также возраст и положение на материнском растении самого черенка или глазка, взятого для прививки.
Черенки или глазки для прививок в садоводстве следует брать с вполне здоровых, уже плодоносящих растений, у которых все признаки сорта, желательные в культуре, выражены в наилучшей степени.
Побеги и почки (глазки) на растении не однородны, а индивидуализированы, в зависимости от места нахождения их на растении, и способны долго сохранять эти свои особенности. Черенок, или глазок, взятый из цветущей зоны, обычно дает обильно цветущий привой, а взятый из зоны сильного вегетативного роста дает привой хорошо растущий, но с небольшим количеством цветков. Качество черенка, или глазка, зависит от возраста растения, с которого его берут, от возраста самого черенка, или глазка, и от степени прохождения им определенных стадий развития.
Очень важным условием при всех прививках является, как уже указывалось, совпадение камбиев подвоя и привоя. Обычно между подвоем и привоем вначале образуется прослойка желто-бурого цвета из отмерших
при поранении тканей. Затем она постепенно разрушается путем рассасывания и путем прорывов ее новообразующимися паренхимными клетками того и другого компонента, которые врастают друг в друга и смыкаются (рис. 253). Главная роль в образовании этих, дающих сращение клеток принадлежит камбию. Еще позднее происходит соединение проводящих тканей подвоя и привоя особыми проводящими тяжами, возникающими или из паренхимных клеток, или из вновь образующегося здесь камбия. Часто, особенно у древесных растений, в месте срастания образуется еще наружный наплыв (каллус), укрепляющий их общую связь.
Для успеха или неуспеха прививки первостепенное значение имеют специфические особенности данного вида или группы и систематическая близость (филогенетическое родство) прививаемых растений, если они относятся не к одному виду. У однодольных, например, прививка удается с трудом, что, весьма возможно, стоит в связи с беспорядочным расположением у них проводящих пучков и отсутствием камбия. Среди двудольных чем ближе родство прививаемых растений, тем в общем легче удается прививка; сорта или расы в пределах одного вида прививаются друг к другу легче, чем виды в пределах рода; еще труднее удаются межродовые прививки; межсемейственные прививки до недавнего времени считались невероятными, хотя указания на них встречались давно; в последнее время произведены удачные и межсемейственные прививки, например сложноцветного на пасленовое (ромашка на томат), портулака на кактус, конского боба на подсолнечник, гречихи на горох, настурции на конский боб и др.
Имеется немало исключений из правила о родственной близости прививаемых компонентов. Имеются примеры, когда данный вид или род может служить только подвоем или только привоем для другого, а не наоборот.
Прививки применяются, как уже указывалось (стр. 293), при вегетативном размножении растений, нелегко образующих придаточные корни и не размножаемых черенкованием. Кроме того, они применяются иногда для повышения урожайности, для повышения морозоустойчивости, для обеспечения перекрестного опыления у двудомных растений (прививка мужских веток на женские экземпляры у гинкго, фисташки и др.), для замены сломанных ветвей, для создания различных декоративных оригинальных эффектов и т. п.
В связи с прививками возникают интереснейшие проблемы влияния подвоя на привой, и обратно. В ряде случаев подвой и привой не влияют заметным образом друг на друга. При прививке томата на картофель первый образует обычные для него съедобные плоды, а второй – подземные клубни; при прививке земляной груши и подсолнечника инулин, свойственный земляной груше, не переходит в подсолнечник. При прививке двух видов мимозы, реагирующих на раздражение складыванием листочков и передающих это раздражение по своему телу с различной скоростью (2- 3 см и 5-8 см в секунду), раздражение переходит через место сращения и передается другому компоненту, но скорость распространения его в каждом компоненте остается той, которая характерна для данного вида. У двудомных растений каждый из привитых компонентов сохраняет свой пол.
Рис. 253. Срастание подвоя с привоем.
Темный слой – прослойка из отмерших тканей, в центре – прорыв прослойки и врастание ткани нижнего компонента в верхний.
Иногда ради курьеза на одной яблоне прививают несколько разных сортов, и они сохраняют свои особенности.
На этом основании многие ученые считают, что взаимное влияние между подвоем и привоем отсутствует и качества того и другого остаются неизменными. Особенно категорически настаивают они на том, что если и бывает некоторое влияние подвоя на привой, и обратно, то эти изменения отнюдь не передаются по наследству при размножении семенами.
Давно уже известны многочисленные и не случайные, а постоянные случаи влияния подвоя на привой. Это явление чаще всего выражается в изменении мощности развития, смещении сроков зацветания и плодоношения, изменении урожайности и даже качества плодов, устойчивости против неблагоприятных климатических условий, некотором изменении ростовых функций. Нередко это влияние подвоя может быть объяснено количественными изменениями в питании. Так, например, сильно растущие формы, привитые на слабо растущих с плохо развитой корневой системой (например, груша – на айве, обыкновенная яблоня – на райской яблоне или парадизке, вишня и черешня – на степной вишне и т. п.), получаются карликовыми, менее выносливыми и недолговечными, но зато раньше плодоносящими, часто с более сладкими плодами. Карликовость их объясняется недостаточным корневым питанием от слабой корневой системы подвоя; раннее плодоношение и большая сахаристость плодов – быстрым и значительным накоплением ассимилятов, не потребляемых слаборазвитой корневой системой подвоя или, быть может, более затрудненным оттоком ассимилятов; меньшая долговечность – ранним отмиранием корней подвоя. Наоборот, фисташка из семян живет не более 150 лет, привитая же на другом, более долговечном виде того же рода (Pistacia terebinthus) живет до 200 лет.
В ряде случаев при умелом выборе подвоя можно повышать морозоустойчивость привоя, например при прививке обыкновенных яблонь на морозостойкую сибирскую, при прививке мандаринов на более морозостойкий трехлисточковый померанец (Poncirus trifoliata), дынь – на тыквы и т. п. Некоторые такие случаи объясняли только морозостойкостью корней подвоя, но часто морозостойкость получается и в побегах привоя, как например у вишни, привитой на другом виде того же рода, так называемой антипке (Cerasus mahaleb).
Влияние подвоя на привой видно, например, и в том, что черенок из соцветия репы, привитый на однолетний корень репы же, дает облиственный побег, а привитый на двулетний корень развивается в цветочный побег.
И. В. Мичурин и его последователи по-иному понимают взаимоотношения между подвоем и привоем. Они считают, что влияние подвоя на привой, и обратно, имеет характер не только количественных изменений у взаимодействующих компонентов, но что в ряде случаев при известных условиях полученные изменения передаются потомству.
И. В. Мичурин в своих работах по выведению новых сортов плодовых деревьев широко использовал влияние подвоя на привой, и обратно. Он разъяснил причину стойкого сохранения наследственных признаков привоя, наблюдающегося при обычных прививках в плодоводстве, а также установил, при каких условиях эта устойчивость нарушается. Привой всегда берется с уже неоднократно плодоносившего дерева, притом старого культурного сорта; поэтому он обладает такой прочной наследственностью, которую не в силах изменить обычно молодой (2-3-летний) дичок (подвой). Если же взять молодой гибридный сеянец, неустойчивый, как молодой организм, и к тому же с наследственностью, расшатанной гибридизацией, к привить его в крону старого плодоносящего дерева, то этот гибридный сеянец под мощным воздействием подвоя постепенно изменится, и притом
направленно – в сторону приближения по свойствам к подвою. Широко применялся И. В. Мичуриным обратный способ – влияние привоя на подвои. В этом случае в крону молодого гибрида, вступающего в пору плодоношения, он прививал черенки того устойчивого сорта, свойства которого хотел иметь у гибрида. Привитые черенки влияли на гибрид (подвой) и передавали ему некоторые свои свойства, которые закреплялись и впоследствии передавались при вегетативном размножении.
В описанных опытах тот компонент, который передавал свои свойства (как наиболее сильный), “воспитывал” другого компонента, получил название ментора. Также и прием воздействия старым сортом в желательном отношении на молодые гибриды с расшатанной, не закрепившейся
Рис. 254. Ренет бергамотный.
наследственностью И. В. Мичурин назвал методом ментора 5 . Ясно, что ментором может быть как привой (черенки старого сорта в последнем примере), так и подвой (в первом примере).
В работах И. В. Мичурина признаки, переданные от подвоя привою, или обратно, наследовались лишь при вегетативном размножении. Так, если черенки сорта, полученного методом ментора, укоренить, или привить на подвои, то из черенков вырастут деревья с признаками этого сорта. Особенно интересным примером является сорт, полученный в результате прививки почки с молодого сеянца яблони (Антоновки полуторафунтовой) в крону дичка груши. На привое (впоследствии пригнутом к земле и укоренившемся в месте сращения его с грушей, где был большой наплыв) образовались плоды, имеющие грушевидную форму: плодоножка была не в воронке, как у яблонь, а на возвышении и несколько сдвинута в бок, как у груш бергамотов. Этот новый сорт И. В. Мичурин назвал Ренетом бергамотным (рис. 254). При вегетативном размножении он сохранял этот признак формы плода. В дальнейшем Ренет бергамотный скрестили с различными сортами яблонь, и некоторые из новых гибридов дали плоды, унаследовавшие уже и при семенном размножении тип плодов Ренета бергамотного, напоминавших грушу.
В последние два десятилетия многие ученые в различных местностях СССР производили много опытов по прививкам различных травянистых растений и констатировали сильное взаимное влияние обоих компонентов, которое в ряде случаев передавалось по наследству и при семенном размножении.
При прививках между разными сортами томатов, особенно часто служивших объектами этих опытов ввиду легкой прививаемости их, у привоя получались плоды, измененные по окраске, размерам, форме, количеству гнезд. Изменения происходили также в сложении соцветий, в окраске и форме листьев.
Подвой, которому раньше уделяли мало внимания, тоже способен изменяться под влиянием привоя. Меняется характер корневой системы подвоя, количество, расположение и толщина корней, число и размер сосудов древесины и т. д. У картофеля изменялись форма и окраска клубней, процент содержания в них крахмала; изменения эти сохранялись при вегетативном размножении. При прививке табака на картофель в клубнях последнего накоплялось некоторое количество алкалоидов, свойственных табаку.
Получены доказательства передачи привою некоторых биохимических признаков подвоя. При прививках томата, дурмана, паслена на табак в листьях привоя появляется несвойственный им алкалоид подвоя – никотин. При обратных прививках табак часто не содержит никотина. В ряде опытов, где алкалоидные привои из различных семейств (пасленовые, бобовые – люпин и др.) прививались на близкие к ним безалкалоидные подвои, в привое, как и в подвое, не содержалось алкалоидов или их было мало. В обратных случаях (алкалоидный подвой) привой становился алкалоидным 6 .
Наблюдаемые наследственные изменения можно бы объяснить таким образом, что вещества, поступающие из подвоя, могут изменить процессы синтеза белков в привое; это приведет к изменению нуклеопротеидов в ядрах клеток привоя, которые станут воспроизводить особенности нуклеопротеидов подвоя; все это вызовет изменения у привоя, сходные с подвоем и передаваемые семенами по наследству. Однако следует отметить, что при проверке указанных опытов иногда получались отрицательные результаты и весь вопрос нуждается еще в дальнейших тщательных исследованиях.
1 От латинских “транс” – на другую сторону, “планта” – растение.
2 Дичком потому, что у разводимых растений культурные сорта их часто прививают на дикорастущие экземпляры того же вида.
3 От латинского “копуляре” – соединять, смыкать.
4 От латинского “окулус” – глаз.
5 Ментор – упоминающийся в “Одиссее” Гомера друг Одиссея и наставник его сына Телемаха. Переносно “ментором” называют мудрого руководителя.
6 В последнее время эти факты объясняют тем, что синтез алкалоидов происходит только в корнях, и они оттуда перемещаются вверх по стеблю.